Путешествие Атласова В. И.

День первый, второй и третий 

28 июня, утро.  Виктор Иванович решил не испытывать судьбу, не искать новых мест для переправы через реку Алдан. Он принял решение переправляться по уже знакомым  местам. Девять лет назад, в 2005 году, Атласов уже проходил этот маршрут, когда направлялся на Чукотку. Сейчас, как и в 2005 году, Виктор Иванович высадился на остров Малди-Арыта, по его галечному берегу прошел четыре километра. В этом месте ширина Алдана не превышала пятисот метров. Отсюда и  переправился  через реку.  Течение реки  снесло лодку Атласова всего километра на два. Таким образом, оказался на правом берегу Алдана. Задача переправы была решена. Отдохнул под долгожданным солнцем, на песчаной косе, часа три. За это время постирал и высушил все, что мог, искупался, сложил все свои вещи на велосипед и отправился в путь.

Через пять километров, по проселочной дороге, вышел на трассу у  километрового  столба с указателем, что до поселка Кескил – два километра. В поселок решил не заходить. Дорога шла по поросшей лесом долине, мимо небольших, в 5-6 домов,  деревушек. Дорога то отдалялась от русла Алдана, то подходила к нему вплотную. Виктор Иванович проехал большое озеро Хахыры и остановился на ночлег. По трассе было пройдено 30 километров, до поселка Хандыга осталось пройти – четыре.

29 июня, воскресенье. Тепло, 20 градусов. Ветерок. В поселке Хандыга была большая остановка. Необходимо пополнить запасы продуктов. Ведь впереди большой переход в 550 километров, до поселка Усть-Нера. А по дороге всего шесть поселков, две деревни и два зимовища. Закуплена гречка, геркулес, сахар, пять банок рыбных консервов, чай, хлеб, маргарин и подсолнечное масло

Согласно справочным данным, возникла Хандыга  в 1938 году, как пристань. Сам посёлок был основан в 1939 году в связи с началом строительства автодороги от реки Алдан до Оймякона, строительство этой дороги имело большое значение.

Необходимость этой дороги была вызвана тем, что в районе реки Колыма геологи открыли месторождение с промышленным содержанием золота. Промышленное освоение открытых месторождений золота было немыслимо без транспортного освоения этого края. 

Сейчас поселок выполняет функции местного организующего центра. В посёлке — речной порт, автопредприятия, завод стройматериалов, асфальто-бетонный завод. Имеются Дом культуры,  общеобразовательная и музыкальная школы, учреждения здравоохранения, торговли и бытового обслуживания.

Через посёлок проходит федеральная автодорога Хандыга — Магадан. Регулярное водное пассажирское сообщение с Якутском отсутствует (прекращено в 1998 г., ранее осуществлялось судами на подводных крыльях). Население поселка – 6500 человек.

За  Хандыгой  дорога резко повернула влево от русла Алдана и пошла в сторону гор. Через двадцать километров дорога подходит к реке Восточная Хандыга и, петляет по правому берегу реки на протяжении почти 180 километров.  Приходится постепенно забираться в предгорье  Скалистого хребта. Дорога  идет то на подъем, здесь Виктор Иванович свой велосипед толкает, либо бежит по наклону вниз. Есть много и пологих участков, в этом случае, нужно давить на педали. Лес вокруг молодой – видно лет двадцать назад здесь всё горело. Много озер и ручьев.  Вода в почву не впитывается. Здесь зона вечной мерзлоты.

Часам к пяти по полудню, проехав 70 километров от Хандыги, Виктор Иванович подъехал к поселку Теплый Ключ. Поселок находится на 172 метра выше над уровнем моря, чем Хандога.  Основан он в 1941 году. В селе имеются дорожное управление, клуб, средняя образовательная школа, учреждения здравоохранения и торговли. У села Теплый Ключ расположен  Аэропорт (на расстоянии 2 км). Население – 550 человек. С этого места телефонная связь была относительно устойчивая. Пройдя еще тридцать километров, Атласов В.И., у небольшого безымянного озера, остановился на ночлег. 

Будет ли завтра с утра связь, пока не ясно. Но в планах нашего путешественника пройти сто километров. Можно и больше, если на трассе не работают строители.

Утро 30 июня. Тепло. Солнечно. Велосипед катит по прямой дороге. Вокруг небольшие деревья. Километров через семь к трассе примыкает дорога, идущая на  прииск. Через километр дорога пересекает довольно крупную реку Томпорук. Мост железобетонный, длиной метров в  восемьдесят. Через десять километров, вновь такой же мостовой переход через реку. Дорога петляет между подножиями сопок, речек становится больше – мостов тоже.  Сколько притоков у реки Восточная Хандыга, столько мостов или  мостиков.   На 33-м километре сегодняшнего пути Виктор Иванович проехал поселок мостостроителей. Они возводят большой 3-х пролетный автомобильный мост, взамен временного. Притоки становятся все шире, и мосты становятся длиннее – не менее ста метров. Дорога идет по краю почти километровой речной долины. Здесь река разливается руслами. У деревеньки Рассомаха в Восточную Хандогу впадает бурная река Сегенях. Она пробивает себе путь между двумя высокими сопками. Нрав у нее крутой. Это подтверждается тем, что дорога пересекает реку по двум параллельным мостам. Один из них, нижний, разрушен водой.  Не только притоки, но и сама река, иногда, наносит ущерб дороге – смывает целые участки полотна. Тогда дорогу приходится поднимать выше, врезаясь в склон. Проложить ее прямо по горам невозможно, приходится огибать любой поворот реки. Так трасса «Калыма»  петляя серпантином, поднимаясь все выше и выше, пока не достигнет перевала Восточный, высотой 1300 метров. А Виктор Иванович едет и идет по ней.

На 70-м километре сегодняшнего пути путешественник вышел на поселок Развилка. Поселок совсем небольшой, здесь вахта дорожников. Место красивое – горы,  место слияния рек.   Через несколько километров, дорога разветвляется. Справа остается небольшой поселок и строящийся мост. Атласов В.И. едет прямо. Пройдено еще несколько речек и мостов через них. Пройдено место со странным названием Прижим. Через десять километров – ночевка.

День четвертый

1 июля. Утро. Связи нет. Виктор Иванович продолжает свое движение вверх, в горы. Его задача – пройти Верхоянский хребет по долине реки Восточная Хандыга. Река берет начало в горах и пробивается  по ущельям  к Алдану.  Верхоянский хребет, в том месте,  по которому идетАтласов В.И., представляет собой горный массив из двух параллельных хребтов,  расположенных один за другим. Это хребты Сетте-Дабан и Сунтар-Хаята.  Вчера, дорога, по которой шел наш путешественник, проходила перпендикулярно Сетте-Дабану.   Длина этого хребта 650 километров. Высота - 2102 метра. Самые высокие горы  хребта начались у деревни Рассамаха,  там, где в  Восточную Хандогу впадает бурная река Сегениях. Заканчиваются они выше по течению реки у впадения  Нюкунни. В этом месте две реки, слившись в один поток, смогли пробить себе русло через  каменную теснину между трех гор. Здесь дорога выписывает  фигуру, напоминающую латинский  знак &.  За этим «знаком» и расположено селение Прижим.

Но перед этим Виктор Иванович прошел участок дороги со зловещим названием «Желтый прижим» и  "Черный прижим". Между ними почти четыре километра.  Прижим -  терраса, вырубленная на склоне горы.  Это  один из наиболее опасных горных участков федеральной автодороги "Колыма". Длина «Желтого прижима»- 350 метров, а «Черного», почти в три раза больше – 840 метров. Как указывают путеводители. До недавних пор ширина полотна в этом месте не превышала четырех метров, с одной стороны - гора, с другой - пропасть, в которую нередко улетали автомобили. Чтобы пропустить встречную машину, приходилось сдавать назад до ближайшего "кармана". В 2000-х гг. дорога была расширена, теперь здесь могут разъехаться даже два грузовика. Существуют планы по строительству обхода Желтого и Черного прижимов через Нежданинское месторождение золота.  Пока же ведется  реконструкции дороги в районе прижимов. Этот участок находится  от 582 и до 731 метра над уровнем моря. Здесь Атласову В.И. пришлось толкать в гору своего железного коня. Именно после этого Виктор Иванович и остановился, сразу за передвижным вахтенным поселком строителей Прижим, на ночлег.

Старший научный сотрудник нашего музея Николай Попов имеет опыт поездок по прижимам в горах, в частности по Ферганскому хребту в киргизской части Ферганской долины. Там течет горная река Арсланбоб. Количество полученного адреналина,  в ходе поездки, зависит гот многих составляющих.

Вариант первый. Справа, по ходу движения автобуса, скальная стена, за которую можно трогаться рукой. Слева – обрыв, далеко внизу – река. Водитель сидит слева и видит пропасть, старается к ней не приближаться. Пассажиры, сидящие в автобусе справа, у скальной стены, едут относительно спокойно. Пассажиры слева – часть сидит с закрытыми глазами, часть, вцепившись  в кресло руками, инстинктивно отклоняется к пассажирам, сидящим справа. Часть пассажиров, проехав полпути, начинают требовать, что бы их выпустили из автобуса, они пойдут пешком. Водитель кричит, что если он остановится, то машина может сползти с дороги в пропасть. Так, крича друг на друга, и едут.  

Вариант второй. Обратный путь. Водитель видит только стену рядом, но не видит обрыва. От этого едет медленнее, рывками. Пассажиры уже давно сидят слева, у стены, по четверо на двухместном  кресле. Если, до этого, на трассу нападали со склона горы камни, то адреналина прибавляется. Водитель автобуса, не видя из-за стены камней, наезжает на них. Автобус накланяется в сторону обрыва, удовольствие - выше максимума возможного.

Дополнительные варианты.  Дорога перебирается с одного берега,  на другой по мосту, зависающему над сорокаметровой пропастью.  Мост сложен из огромных ореховых стволов, метровой толщины. Таких, рядом лежащих стволов, пять- шесть штук. Они стянуты тросами. Между ними насыпана галька с песком, для лучшего сцепления колес автомобиля с мостом. Перил  у этого моста нет.  Перебраться на автомобиле по этому,  жутко скрипящему мосту – вот это счастье.  На обратном пути, пассажиры, как правило, выходят из автобуса в полном составе.  

Так проходят поездки по прижимам.  Но вернемся к путешествию Атласова В. И.

Сегодня. 1 июля, Виктор Иванович вошел в горную долину, за которой начинался хребет Сунтар - Хаята.  Долина шириной около 30 километров. Закончилась она сразу после устья реки Бескакит. Впереди вновь подъем в горы.

Ширина хребта Сунтар - Хаята почти такая же,  как и Сете-Дабана, может чуть больше. Длина - 450 километров, максимальная высота - 2959 метров.  На сопках растет  лиственница а,  выше,  расположена кустарничковая горная тундра. Сунтар-Хаята является водоразделом Алдана, Индигирки и рек бассейна Охотского моря.

От Сухой речки начинается подъем. На пятидесятом километре от Прижима, в горной долине, где в  Восточную Хандогу  впадает ее правый приток река Сеторым, дорога уходит влево.  Река Сеторым течет почти без поворотов по горной долине. И дорога почти прямая, как стрела. В реке воды мало, по ней не сплавиться на лодке. Через 23 километра дорога осталась без реки. Наступил водораздел. Перевал. С этого момента воды рек будут течь не на встречу, маршруту Виктора Ивановича а,  в одном с ним направлении.

Наконец, появилась рядом река Кюбюма и, при впадении в нее реки Эликан – поселок Каменистый. Это первое за день поселение людей. За поселком дорога шла с наклоном вперед. Было пройдено еще километров тридцать. Наконец Атласов В. И. вышел из гор Сунтар-Хаята  на равнину. Здесь его ждал ночлег на стоянке у небольших озер.

 

День пятый

Утро 2 июля было пасмурным. Дорога шла с небольшим наклоном. Ехать было незатруднительно. По дороге встречались грузовые автомобили. Вдоль дороги петляет замысловатыми фигурами река Кюбюме. Километров через восемь, неожиданно, вначале справа, затем слева, между деревьями, появилось несколько домиков. Вероятно это дома дорожных рабочих, обслуживающих трассу.  Через 13 километров, на правом берегу реки сразу за местом  впадения в неё речки Кольтрикан, замаячил поселок Кюбюме. От него идет дорога к истокам реки Индигирки. Когда-то существовавший здесь мост,  разрушен паводком. Машины идут по реке вброд. Воды в реке около метра. Тягачи – «МАЗы» и «Уралы» с ревом преодолевают водную преграду, да еще тащат на прицепах легковые японские «вездеходы».

Километров через пять Виктор Иванович распрощался  с рекой Кюбюли, которая понесла свои воды в Индигирку. Теперь дорога пошла наверх, вдоль реки Луговой, но не долго. Вскоре и эта река  пропала. Виктор Иванович, толкая велосипед,  вышел на горный перевал. Этот горный хребет был водоразделом. Отсюда все речки текут вниз, к Индигирке. И дорога пошла в наклон. Постепенно Атласов по мостам переехал реки Большой Отыдях, Манюк и речку с японским названием Банзай.  К вечеру появилась река Брюнгяде. Она вальяжно разлилась руслами и протоками по многокилометровой горной долине.  Через нее переброшен красивый полукилометровый мост. У него  расположилась автомобильная стоянка для дальнобойщиков. Здесь можно заночевать.

Впереди у путешественника три дня пути до города Усть-Нера.  За это время нужно проехать  200 километров.

День шестой

 День, 3 июля,  начался с небольшого дождя. С утра температура была комфортная для комаров и мошкары – 10 градусов. Дождик прибил пыль на трассе.  Дорога шла по ровной долине, огибая подножие высокой сопки. Через два километра это удовольствие закончилось, начался подъем в горы по склону ущелья. Навстречу Атласову В. И. текла небольшая речка. Дорога все шла и шла вверх. Так, то огибая сопки, то проходя через небольшие ущелья, Виктор Иванович протолкал свой велосипед ровно десять километров. До очередной седловины безымянного хребта. Затем начался спуск. Начало спуска не трудно определить – вода в очередной речке течет в обратном направлении. Велосипед уверенно катится вниз. Вот уже пройдено более десятка притоков реки Тирехтях, а дорога все идет под наклон. 

Необходимо отметить, что строительство трассы «Колыма» изменило не только окружающую местность, но и изменило карту Якутии. Здесь, именно в том месте, где сейчас идет Атласов, появились названия далеко не из якутского языка. Теперь названия речек показывают этапы стройки и, фантазии руководства трассы и заключенных, которые делали эту дорогу в 40-е – 50-е годы прошлого века. Аккорд, Хорда, Ширь, Тишь, Пыл, Пролог, Дукат, Ошибка, Ожидание, Фантазер, Фанатик, Иллюзия, Спотыкач, Кинжал, Финиш, Финал, Гек, вероятно, где-то существует и Чук. Всех названий речек и не перечислить.

Так, под горку, Виктор Иванович и проехал 32 километра, почти до реки Большая Селерикян. Здесь, у впадения в неё  реки Мулкан, у строящегося моста, расположился строительный поселок из нескольких домиков. Можно отдохнуть. Затем вновь в путь. Дорога идет по склонам гор у речной долины. Река здесь разлилась широко. Трасса идет почти 7 километров без поворотов, до моста через реку Талалах. Затем вновь, прямо, как струна, и еще и еще. К вечеру замаячил поселок, которого нет ни на одной общероссийской карте. Поселок без названия, расположился   у реки Бардан. Но местные жители знают, что это золоторудный комбинат.  Вот у этого объекта и будет ночевать Виктор Иванович, но не у самого забора или ограждения, а за поселком, на берегу озерка.

День седьмой

Сегодня, 4 июля, небо обложено облаками.  Натягивает дождь. Температура падает. Давление, по сравнению с Рязанью, крайне низкое – 714 мм/рт. ст.  Ветер небольшой, северо-восточный. Хорошо бы сегодня, до дождя, по сухой трассе,  пройти километров шестьдесят. В этих местах рассветает рано, около четырех утра. Темнеет поздно – далеко за полночь. Нам, жителям средней полосы России, не понять, как это Атласов В.И., уже больше месяца,  не видел ночи. Все день и день.

Итак, покинув долину поселка без названия, Виктор Иванович покатил дальше. Слева, километрах в двух, змейкой петляло русло реки Большой Селерикян. Справа, от дороги, возвышались поросшие лесом сопки, слева – заросший редколесьем берег реки. Через 14 километров, от начала сегодняшнего пути, дорога вышла почти на самый берег реки, а через километр, пересекла реку. По большому мосту, длиной,  метров в 150, Виктор Иванович перебрался на ее левый берег. По насыпанной дамбе, отделившей от русла несколько стариц и озер, дорога вывела путешественника к еще одному, но более длинному мосту.  Как выяснилось, этот,  почти полукилометровый мост, был проложен через реку Эльги. Рядом стоял небольшой, в несколько домиков, вахтовый поселок дорожников. Поселок был, а телефонной связи не было.

По справочным данным, река Эльга, протяженностью 394 км, образуется слиянием горных рек Дегдага и Као, протекая по Эльгинсому плоскогорью впадает в реку Индигирка левым притоком.  Питается осадками в виде дождя и снега, а также пополняется талыми водами. Половодье с июня по сентябрь месяцы - особенно в период бурного таяния снегов и наледей. У истока склоны берегов покрыты тундровой растительностью - лишайниками, мхами и подушкообразными кустарниками.  В тех местах, где сейчас идет Атласов В.И., растут кедровый стланик, лиственничное редколесье, тополевые рощи и заросли тальника. Суровый арктический климат и зона распространения вечной мерзлоты отрицательно влияют на флору и фауну бассейна реки, но взамен этому природа возмещает богатством месторождений золота, разных минералов, слюды, природного газа, нефти и железных руд. В реке обитают породы рыб, нам, рязанцам, неведомые. Это сиг, ряпушка, омуль, таймень, чир, нельма.

Для Виктора Ивановича встреча с рекой Эльга значит  только одно – впереди опять подъем.  И подъем не малый, почти 25 километров. Дорога проложена не возле реки Эльги, а рядом, километрах в двух – трех, вдоль речушки Артых- Юрях.

Пройдя этот подъем, наш путешественник выходит к развилке дорог. Дорога, ведущая влево, выводит к расположенному, в 12 километрах, поселку Эльгинский. Возник поселок в послевоенные годы в связи с началом разработок месторождения золота. В нем жило до 6000 человек. Сейчас в нем никто не живет.

Основная трасса пошла на право. Это тоже подъем, но не такой крутой. Есть спуски,  и есть подъемы.  Ночлег планируется у реки Кич.

День восьмой, девятый и десятый

Связи с Атласовым В.И. ни 5, ни 6 июля, не было, но…
В полдень 6 июля позвонил неизвестный мужчина, назвался Владимиром Васильевичем Козловым из поселка Усть-Нера. Сообщил, что у Виктора Ивановича все хорошо.

Николаю Попову, старшему научному сотруднику «Рязанского музея путешественников», удалось взять у него короткое интервью. Владимир Козлов, работает водителем в Усть-Нере, ему 60 лет. В начале недели он совершал рейс в поселок Хандогу, по дороге повстречал высокого мужчину на велосипеде, явно не местного жителя. В тот раз Владимир не остановил, спешил. В субботу, возвращаясь из Хандоги домой, обогнал путешественника. Остановился. Поговорили. Как это нередко бывает среди ровесников, за полчаса общения, понравились друг другу и подружились. Просьбу Атласова В. И., сообщить в Рязань, что у него все хорошо, Владимир Козлов с удовольствием выполнил. Кроме того, он рассказал подробно, что Виктор Иванович здоров, бодр, даже весел и это несмотря на то, что он уже несколько суток идет под не прекращающимся дождем. Он ни в чем не нуждается, кроме связи.

По словам Владимира Козлова, нашего путешественника он встретил километров за сто восемьдесят от Усть-Неры. Он отставал от графика маршрута на два дня. Дождь расквасил дорогу. Велосипед приходилось больше толкать, чем ехать на нем. При этом дорога шла на подъем, хотя, и не очень крутой. Наш собеседник подтвердил, что, после развилки на заброшенный поселок золотоискателей, трасса будет более пологой и, что самое главное, более проходимой. А вот через двадцать километров, Атласова ждут настоящие испытания - двадцати километровый подъем на седловину Ольчанского перевала. Взбираться придется на высоту 1152 метра. Это в дождь и, по размокшей от дождя грунтовке. Испытание, не из легких. Думается, здесь Виктор Иванович себе устроит отдых.

На следующий день его будет ждать такой же крутой спуск по мокрой дороге. Дождь синоптики обещают до четверга.

Через 25 километра, после Ольчанского перевала, наконец-то, появится река Индигирка. Затем будет пройден аэропорт, почти километровый мост через реку и путешественник Атласов войдет в поселок Усть-Неру.

Как сказал нам Владимир Козлов, Виктора Ивановича он пригласил к себе на отдых. От него можно будет связаться с Рязанью по Интернету.

Еще раз убеждаемся, что в Якутии живут замечательные, отзывчивые и гостеприимные люди. Спасибо Вам, Владимир Васильевич, за помощь.

День  одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый

Атласов В. И. проводит свой незапланированный отпуск в поселке Усть-Нера.

Виктор Иванович третий день ждет погоды. Третий день льет дождь. Третий день незапланированный  отпуск. Уже отремонтирован велосипед, просушены и уложены в рюкзак вещи, упакованы продукты. Наконец – то появилась возможность подробно записать в дневник события последней недели.

Начинался этап от Хандыги обычно. До поселка Теплый Ключ добрался Виктор Иванович быстро. За поселком – аэродром.  Он заброшен, а,  когда-то,  был градообразующим предприятием поселка.   От поселка на дороге идет ремонт, много дорожной техники, полотно расширяют. Перед входом трассы в горы поставлен поклонный крест узникам «Дальлага». Именно они в 40-е годы строили эту дорогу.  Вокруг жилья нет. Видимо, по этому, водители грузовиков не притормаживают, проносятся мимо, засыпая велосипедиста пылью и грязью. А вот водители магаданских тягачей-бензовозов, не создают таких неудобств.

Ближе к вечеру, 30 июня,  у Виктора Ивановича произошла встреча с коллегой-путешественником.  Его обогнал француз, путешествующий на мотоцикле. Поговорили. Выяснилось, что француз собирается проехать до Чукотки, там переплыть Берингов пролив и, продолжить свое путешествие уже по территории Аляски. Переправляться он будет на надувной лодке. В неё будет загружать свой мотоцикл.  Для этого он везет с собой настоящую морскую спасательную лодку. Поговорили, дали друг другу полезные советы, пожелали счастливого пути.

На следующий день, 1 июля, из-за дождя, вышел Виктор Иванович на трассу только в полдень. В этот день  у него произошла первая крупная поломка – сломался передний багажник. Рюкзак с продуктами пришлось взгромоздить на спину.  Езда на велосипеде, с перегрузкой на одно заднее колесо, дело рискованное.  К счастью, через несколько километров, повстречался городок мостоотряда из Тынды.  Сварщика в городке не было, все на трассе.   Общими усилиями рабочих удалось, как говорят сварщики, «прихватить» место разлома багажника. Снова в путь.

Участок прижимов был пройден не сразу. Надо сказать, что «Желтого» прижима уже нет. Нависающий каменный карниз срыли. Дорогу расширили. «Черный» карниз доживает свои последние дни.  Сейчас там ведутся взрывные работы.  На несколько часов в день трассу закрывают, взрывают горную породу и бульдозерами сбрасывают ее вниз под склон.

Весь день 2 июля Атласов В. И. провел в палатке. Дождь лил не переставая.  Следующий день радовал солнцем. Удалось проехать более 100 километров. Дорога была сухая, шла на спуск.  В городке Хабаровского «ГипродорНИИ», который здесь занимается разведкой для строительства дороги и мостов, удалось окончательно отремонтировать багажник велосипеда. С ремонтом помог очень скромный и  отзывчивый человек – Владимир Туманов.

День 4 июля. Тягучий подъем. Впервые за путешествие был прокол переднего колеса. Ночевал Виктор Иванович на подъеме на Ольчанский перевал. Высотомер показывал 770 метров над уровнем моря. Температура в палатке – всего 12 градусов. И с утра  и весь последующий день лил дождь. Пришлось сидеть в палатке.

День 6 июля выдался удачным. Удалось подняться на Ольчанский перевал. Сфотографировал с перевала все красоты гор.