Путешествие Атласова В. И.

День первый

Сегодня, 13 мая 2014 года, в 6 утра, путешественник Атласов В. И. прибыл в  Читу скорым поездом из Москвы.  В его планах на сегодняшний день – сплавиться на надувной резиновой лодке по реке Ингода до поселка Дарасун. Протяженность маршрута – около 70 км.

Начало в городе Чите.  Это большой индустриальный центр и железнодорожный узел на транссибирской магистрали, административный центр Забайкальского края.  

Город стоит на реке Ингоде. Вот по ней и будет сплавляться на лодке Атласов В. И. Длина реки 708 км, площадь ее бассейна 37,2 кв.км. Впадает Ингода в реку Шилку, а та, в свою очередь, в Амур.

Ингода красивейшая и своенравная река Забайкальского края, то мелководная, то глубокая и бурная. В ней хорошая  рыбалка, особенно знаменита обилием раков.  В тайге немало пушных зверей -   черно-белых и красных лис, соболей, волков, бурых медведей, лосей, изюбрей, косуль.  Берега рек богаты драгоценными и полудрагоценными камнями.

Местные жители, как они себя называют «семейские», сохранили старинные обычаи, культуру и русский язык в своей первозданной чистоте. Здесь всегда солнце, небо только 20 дней в году затянуто облаками.  Сегодня по маршруту солнечно, небольшой ветер, температура поднималась до 12 градусов тепла.

Атласов пройдет по реке поселки Атамановка, Кручина, Александровка, Новокручининский, Орленок, Маковеево и остановится в пределах поселка Дарасун. С 30-х годов прошлого века здесь располагается золотопромышленный рудник.

В реку Ингода, на маршруте путешественника, впадают небольшие, но полноводные речки Молоковка,  Антиниха, Кручина, Шумиловка, Глубокая, Левина, Балитуй, Яровая, Ключевая, Крестовая и множество ручьев.

К путешествию Атласова  В. И. проявили большой интерес забайкальцы. На связи с Рязанским музеем путешественников находится собственный корреспондент ИТАР-ТАСС по Забайкальскому краю Баринов Илья, который будет осуществлять постоянное информационное сопровождение путешествия.  Между корреспондентом и музеем идет обмен информацией.

Необходимо отметить, что телефонную связь с путешественником поддерживают и сотрудники Управления Внутренних дел по Забайкальскому краю, в целях обеспечения безопасности путешественника.

Следующая телефонная связь с Атласовым В. И. намечена на утро 14 мая.

День второй — 14 мая

По информации, полученной из телефонного разговора с Атласовым В. И., его путешествие началось утром 13 мая. Была накачана и спущена на воду лодка, загружен в нее велосипед и весь сопутствующий груз. К сожалению, воды в реке Ингоде было мало, течение не сильное, периодически появлялись перекаты и отмели. В некоторых местах лодку пришлось тащить за собой на веревке.  На одном из таких перекатов острый камень пропорол днище лодки. Пришлось разгружать ее на берегу и заклеивать дыру. Во время этого незапланированного отдыха Атласов занялся рыбалкой. Рыбы было поймано много, правда, крупной было мало. Ближе к вечеру стало понятно, что в график путешественник не укладывается. Заночевал на берегу, в палатке. Температура ночью упала до одного градуса мороза. Утро было солнечным. К обеду Атласов доплыл до поселка Дарасун. Небольшой отдых, телефонный разговор с Рязанью, укладка вещей на велосипед и  ….. вперед.

На втором этапе от Дарасуна до поселка Агинского, протяженность 100 км, передвижение будет проходить на велосипеде.

В начале,  путь  пролегает по невысокому плато до точки слияния нескольких рек, самые крупные  Б. Кирикуй и Балтасунка. В этом месте расположен поселок Жамбара.  Дорога после поселка входит в лесной массив, который заканчивается у места впадения реки Аргалей в Туру (приток Шилки). Дальнейший путь пройдет по руслу реки Аркалей, по живописным ее берегам, поросшим хвойными деревьями. У истока реки начинается подъем на водораздел между бассейнами рек Туры и Аги. Отсюда дорога идет под наклон к поселку Агинское, где запланирована вторая ночевка.

Как будет дальше проходить трасса, на сегодняшний день Атласову не известно. Местные жители сообщили, что в реке Ага, по которой путешественник наметил сплав по реке, почти нет воды.

Следующий сеанс связи с Атласовым В. И. намечен на утро 15 мая.

Дни 3, 4, 5 и 6-й  (15-18 мая 2014 года)

14 мая.  Во второй день путешествия,  Атласов В. И. поехал на велосипеде около 100 километров. Он выехал из поселка Дарасун по направлению к  Агинскому Бурятскому автономному округу, территория которого располагается в 180 километрах  южнее  Читы. Планировалось доехать  до административного центра автономного  округа поселка Агинский.  Затем, по проходящей через поселок реке Аге, сплавиться до реки Онон, а уже по ней пройти до реки Шилки.

Рано утром Атласов проехал по плоскогорью до поселка Жимбира, где сливаются 4 реки и несколько ручьев. После поселка грунтовая дорога пошла вверх на поросшее тайгой плато. Связи в этой местности не было. Начался обложной мелкий дождь.  Путешественник пересек реку Туру и по руслу реки Аргалей  доехал до границы автономного округа. Сделал несколько фотографий стелы, расположенной на границы округа.  Под дождем отдыхать не стал – удовольствие  не из приятных.  Не стал  спускаться по идущей вниз под уклон дороге на поселок Агинский, так как окончательно убедился, что в реке Аге нет воды для сплава на лодке. Атласов решил вернуться обратно, в поселок Дарасун, и от него сплавляться по реке Ингоде к Шилке.

Ночь провел  в окрестностях поселка  Дарасун, в палатке,  под  дождем.   15 мая закупил впрок, на 10 дней, продукты в магазине (гречку,  овсянку, сахар, хлеб, рыбные консервы, чай), и направился к реке Ингоде. Накачал лодку, упаковал на нее груз и велосипед и под моросящим дождем начал сплав.

Пройти удалось немного, километров 30-35. Течения совсем не было. Шел на веслах. Только на перекатах река ускоряла свой бег. Так, в пелене дождя, прошел поселки Большая Тура, Кадахта, заночевал у Карымского. 

В ходе телефонной связи утром 16 мая голос путешественника был бодрым – утро было солнечным и теплым. Атласов сообщил, что берега, после двухдневного дождя, парили. На берегу появились рыбаки, но особым уловом сегодня река не баловала – ловилась мелочь, сантиметров по десять.  Перед поселком Кайдалово,  километрах в трех до него, через реку был переброшен величественный старый металлический мост. Здесь, от Транссиба,  уходила на юг железнодорожная ветка,  знаменитая,  некогда, КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога), построенная еще в 1897-1903 году. Она соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром напрямую, через Китай. Сейчас это почти безлюдная дорога – 1-2 эшелона в день.   На солнце вода была прозрачная, видно было дно. Глубина - до одного  метра. В таких местах река останавливалась. Приходилось грести до перекатов, а там уже отдыхать по течению.  По левому  берегу реки пройдены поселки - Поселье, Урульга. Все  они похожи друг на друга, дома какие-то серые, даже черные. Жителей мало. Взрослые, дети, женщины, русские и буряты. Вся жизнь поселков связана с железной дорогой, а поселки – станции. Дома выходят почти к  пологим берегам.  Что особенно удручило Атласова В.И., так это то, что правый берег, насколько видит глаз, выгорел. Остались одни головешки.  Берег обрывистый высокий, и теперь без растительности.

Ночевка на 17 мая прошла спокойно. Климат здесь резко-континентальный, т.е. ночью заморозки, а днем солнце и 12-15 тепла.  Место для стоянки пришлось выпирать долго, то выход на берег неудобный, то все на берегу сгорело и,  даже дров нет. За день пройдены села Галкино и Размахино.  Горельник на левом берегу еще более удручающий, чем днем ранее.  Но на самой реке  жизнь оживилась. Несмотря на то, что  по железной дороге, проложенной непосредственно у левого берега, беспрерывно, буквально через 5-6 минут идут составы, на реке буйство водоплавающих, человека они не боятся.  Утки разных пород и расцветок – отдыхают на плесах по пути на север. Гуси серые, журавли, цапли. По левому берегу к воде выходят  коровы и лошади, дикой живности не видно.

Весь день работа веслами, отдых во время приготовления еды и ночью глубокий сон.

18 мая.  К середине дня пройдено от Дарасуна километров 150.  Весь день тепло и солнечно. Воды в реке стало больше, но течение замедлилось. Причина этому – до слияние рек Ингоды  и Онона осталось 30 километров, две реки пытаются протолкать каждая свою воду.  В этом месте сходятся два водных потока и образуют реку Шилку. Атласов за день дойдет до этого места и остановится на ночевку. 

День седьмой

19 мая Атласов прошел место слияние рек Ингода и  Онон. Из двух этих рек образовалась одна – река Шилка. В свое время она, слившись с Аргунью,  создаст Амур.

Река Онон, о которой мало говорилось, имеет длину 1032 километра, 734 из которых,   в России.  Исток ее в Монголии, в нагорье Хэнтэй. Начинается река в урочище Делюн-Балдок, в месте, где по преданиям,  родился Чингизхан, и где он похоронен. Река питается водой из талых снегов. Половодье на реке летнее. На территории России одним из притоков Онона является река Ага, по которой Атласов пройти не смог из-за маловодности.

Шилка – почти горная река. Протекает в долине между Шилкинским хребтом на севере и Борщевским на юге. Начало ее у отрогов гор Борщевского хребта. Высота гор до 600 метров. Вершины гор круглые и в Забайкалье называются сопками. Отроги гор тянутся вдоль реки непрерывной цепью. Иногда река уходит от гор и образует узкие пади. Русло реки имеет высокие берега, его дно усыпано валунами и галькой, что говорит о периодически наступающих половодьях, приносящих с гор камни и обрабатывающих до гладкости осколки этих камней. После слияния рек Ингоды и Онона в русле встречаются пороги и водопады. Длина реки 560 километров, 440 из которых Атласов планирует пройти на своей лодке за 6-7 дней.

В суровые зимы река перемерзает полностью. Питается она, в основном,  дождевыми водами. Атласов, при разработке маршрута рассчитывал, что в мае, как показывают многолетние измерения,  река будет полноводной. В этот месяц воды в ней будет в 5 раз больше, чем в апреле.

Ночевка на 19 мая прошла спокойно. Шел небольшой дождь. Но из-за этого ночная температура поднялась до +9.  В месте слияния Ингоды и Онона и образования Шилки, вода стала белой. Вновь образовавшийся поток разлился по рукавам и протокам. Ширина реки была раза в четыре шире реки Ингоды. Впервые появились острова. Перекаты были, но водопады, о которых так много писали в интернете, не встречались. Да и не мудрено, река с этихмест уже судоходная. Основной поток, метров в 30, набрал скорость и нес лодку вдоль отвесного правого, "коренного" берега реки. Пожары, которые наблюдал путешественник последние дни, закончились.  К обеду 19 мая начались грозы, с шквалистым ветром, сильным дождем.  Стремительный поток быстро промчал путешественника мимо города, названного по имени реки –Шилка.   Он находится в 25 километрах от начала реки, является центром Шилкинского района Забайкальского края. Население около 14 тысяч человек. Здесь есть железнодорожная станция  Транссибирской магистрали. Первое упоминание о городе датируется 1765 годом, когда в этом месте  появились казаки. Развитие город получил в 1930 году, он стал перевалочным пунктом для золотодобывающих рудников Дарасуна и Балея.

Атласов В.И. надеется сегодня пройти по такой быстрине еще километров 60 и заночевать у города Нерчинска, в прошлом центра политической каторги. 

День восьмой

20 мая с Атласовым был проведен сеанс телефонной связи. Он сообщил, что его вчерашний день  закончился с наступлением темноты, т.е. в девять часов вечера.
За два часа до этого он закончил грести веслами, выбрался на берег, разгрузил лодку, поставил палатку и поужинал.  Удалось пройти по быстрой воде около ста  километров. На этом участке пути  были пройдены города Шилка и Нерчинск. Единственное «приключение» за  день  -  гроза. Началась внезапно. Фронтом наступили черные тучи, начался ветер, пошел дождь, а за ним крупный град.  Через полчаса все стихло, но похолодало, и заморосил мелкий дождик.

Нерчинск -  столица Нерчинской Даурии. Население около 15 тыс. человек. Основан в 1653 году как Нелюдский острог казаками Петра Ивановича Бекетова. Во времена императора Николая I  место политической каторги и ссылки, где отбывали свои сроки декабристы. Во времена Гражданской войны был занят японскими интервентами. Город знаменит медом. Рядом находится Савватеевский карьер самоцветов. Как заявил Атласов, он у Нерчинска не останавливался, самоцветы не искал, т.к. основная цель его экспедиции – до холодов дойти до Камчатки.

За Нерчинском, на расстоянии восемнадцати  километров  друг от друга расположились поселки – железнодорожные станции -  Верхние и Нижние Ключи. На момент связи у Нижних Ключей, Атласов вышел на берег, чтобы передохнуть и вычерпать воду из лодки. С утра идет сильный дождь, вот в лодке и набралась вода.  В месте стоянки, на самом берегу, находятся три строения: два разрушенных каменных дома и деревянная церковь. Еще в конце сороковых годов паводок смыл целую деревню, как ни странно оставив только эти строения.  Путешественник через час планирует пройти станцию Дунаево. За этим поселком Транссиб пошел влево от реки Шилки, на север. Вдоль  реки, остается одноколейная дорога  на тепловозной тяге до самого города Сретенска.

Договорились связаться в 15 часов по московскому времени, когда Атласов остановится на ночлег, так как завтра он входит в зону, где нет связи.

20 мая в 15:00 прошел внеплановый сеанс связи с путешественником. В это время он,  наконец- то,  забрался в палатку и стал утепляться перед сном. Мера необходимая - ночь ожидается ненастная.   Весь день шел сильный дождь и дул порывистый ветер. Промокло все, что может промокнуть.  Циклон над  Забайкальем был отголоском бушующего над Приморьем урагана. Тем не менее, удалось за день пройти от города  Нерчинска почти до города Сретенска, точнее, до его пригорода поселка Кокуй. По карте это 110 километров, а по виляющему руслу реки  все 150.

Сретенск – город, административный центр района.  Население около 7000 человек. Основан в 1689 году как Сретенский острог. Затем это было горно-заводское  селение  и центр казачьей станицы забайкальского казачьего войска. Сто лет назад здесь, на конечной железнодорожной станции, из вагонов перегружались грузы на речные суда и отправлялись на восток по реке Шилке и Амуру.

Атласов заходить в Сретенск не планирует по двум причинам - во-первых, он здесь уже был несколько лет назад, во-вторых, продукты уже куплены на весь путь до города Могочи еще в Дарасуне.

В заключении телефонной связи путешественник сообщил, что, несмотря на ненастную погоду, годы выглядят величественно, река разлилась широко, чувствуется мощь и простор. Теперь о цифрах:  ширина реки – 400 м, глубина – 2 м, температура воздуха – 5-7 гр.

Следующий сеанс связи с путешественником завтра, 21 мая, в 7:00.

День девятый

Вопреки ожиданиям, связь с Атласовым В. И. 21 мая установить удалось.  Он рассказал, что ночью ветер и дождь утихли и,  ударил небольшой морозец.  Намокшие за день палатка и  вещи обледенели. Лодка покрылась слоем льда. Зато выглянуло долгожданное солнце. Завтрак, сборы и …вперед! Был пройден  железобетонный мост над Шилкой по размерам и длине чуть меньше моста у Рязани, через Оку. Он связывает Сретенск с Нерчинскими рудниками на самой границе с Китаем. По мосту оживленным потоком идет автомобильный транспорт, грузовой и легковой.  За мостом, справа по ходу реки, стоят несколько заброшенных казарм военного городка. Войска ушли.

Течение несет лодку путешественника вдоль правого берега. После Сретенска оба берега стали крутыми. Горы, как их здесь называют сопки,  представляют собой нагромождение крупных и мелких камней покрытых почвой, точнее песком с небольшим содержанием серой земли, перегнивших листьев и золы от горения деревьев. Склоны отвесных берегов покрыты травой и цветами всех мыслимых расцветок.  Сопки поросли смешанным лесом – береза, ель, сосна, кедр, лиственница и орешник. Отвесные стены берегов не дают возможности пристать.  Почти час пришлось искать место стоянки на обед. Здесь путешественника застал наш телефонный звонок.  Когда Атласов говорил о своих приключениях, ровно в 7. 08 по московскому времени, на реке появился водометный катер. В нем находился патруль полиции. Телефонная связь была отличная. Слышны были  веселые голоса полицейских. Речь их была доброжелательна. Они интересовались, нет ли у Атласова проблем после вчерашнего урагана. Куда он следует, нужна ли помощь, есть ли документы у путешественника. Казалось бы, обыкновенные вопросы полицейских проверок, свидетелями которых мы не раз бывали в городе.  Но это в тайге, и так доброжелательно. У нашего сотрудника, на другом конце страны даже поднялось настроение, не говоря уже о самом путешественнике. Атласов сообщил, что он путешественник, идет от самой Рязани на Камчатку. Сообщил, что его экспедицию контролирует УВД по Забайкальскому краю, назвал подполковника Ш., который связывается с Атласовым В.И. по телефону, интересуется его прохождение по региону. Полицейские еще пару минут поговорили, пожелали  счастливого пути и отчалили. После этого разговора настроение у нашего землепроходца значительно поднялось.

Полиция в Забайкалье работает хорошо. Можно путешествовать!

Атласов В.И. сообщил, что в дальнейшем русло реки судоходно, об этом говорят установленные вдоль берега навигационные знаки и огни. В дальнейшем русло реки горы «сожмут» с обеих сторон, будут встречаться стремнины. Безлесных равнин больше не будет. По пути  встретятся только восемь небольших деревенек, лишь в одной живут люди. Вот по такой местности  проплывет Атласов почти 380 километров до места впадения в Шилку небольшой речки Часовинки.  Это в 120 километрах от слияния Шилки с Аргунью и начала реки Амур. По руслу речки Часовинки наш путешественник проедет на велосипеде, строго на север, 30 километров до железнодорожной станции Топтугары, а от нее 36 километров до крупного транспортного узла на Транссибе города Могоча.

День десятый

Вечером 22 мая прошел внеочередной сеанс связи с Атласовым В. И. Он предупредил, что возможно задержится в зоне радиомолчания. Причин, побудивших к этому, три. Во-первых, лодка получила микроскопический прокол, по всей вероятности от древесного шипа. За 22 мая Виктору Ивановичу пришлось четырежды, на плаву, подкачивать лодку, от этого упала скорость движения.  Найти прокол и заклеить его возможно только просушив лодку на берегу. Этому препятствуют не прекращающиеся уже 7 дней дожди, порой проливные. К слову сказать, на реке признаков паводка из-за дождей  нет, но ночевки путешественник выбирает повыше на склонах высоких берегов.

Во-вторых, вся амуниция путешественника и  палатка постоянно влажные, не высыхают, могут истлеть и прийти в негодность.

В-третьих, встречный ветер. Пришлось по течению идти на веслах почти 8 километров. Накопилась за десять дней физическая усталость. Нужен отдых на день.

Но отдыхать, клеить лодку и сушить все свои немногочисленные пожитки, наш путешественник намерен только при ясной солнечной погоде. А пока…. в путь.

День  одиннадцатый,  двенадцатый и тринадцатый

Суббота 24 мая, была удачным днем. Все, что планировалось, удалось выполнить. Утреннее солнце быстро высушило и лодку, и палатку и уже давно влажные вещи. Прокол в лодке был найден и заделан. Палатка отремонтирована – погнулась одна из стоек.  Пока было свободное время, Виктор Иванович осмотрел берег. Вдоль него шла старая уже давно не ремонтированная дорога. Как потом удалось выяснить у старожилов,  она была построена еще в конце 18 века и называлась «Екатерининской».  Рядом с дорогой удалось найти очень старую оглоблю с металлической деталью и часть передка телеги. Если бы путешественник шел домой, то обязательно захватил эти артефакты, но впереди 7000 километров.

Еще до обеда Атласов В. И. отправился дальше. На реке фотографировал уток и переплывавших вместе с ним на противоположный берег двух косуль. Они вышли на берег и отдыхали, даже не обращая внимания на человека.

Во второй половине дня наш путешественник решил передохнуть у зимовья на берегу, километрах в 18-ти от  своего конечного пункта сплава по Шилке.

Зимовье оказалось обитаемым. Здесь отдыхали работники железнодорожной станции Могоча. Зимовье не было ни домом отдыха, ни дачей этой станции.  Старые друзья давно облюбовали это место, срубили зимовье и  выезжают сюда по выходным на охоту и рыбалку. Старший из обитателей, его зовут Андрей, пригласил нашего первопроходца остановиться у них, отдохнуть и привести себя в порядок после пребывания в тайге.   Наконец то удалось помыться в бане, побриться и отдохнуть. Не забыл Виктор Иванович подтянуть спицы, гайки и крепления на велосипеде, ведь через 20-30 километров его уже ждала грунтовая дорога.  В зимовье был дизель-генератор, это позволило зарядить все имеющиеся в наличии аккумуляторы. Был в этом уютном уголке и телевизор. Вдоволь насладился новостями. Со вниманием и большим удовольствием смотрел выступление Президента России В. В. Путина на экономическом форуме и на встрече с руководителями СМИ. В зимовье все было добротно, даже свой огород и питомник для охотничьих собак. Здесь друзья Андрея оставляли своих четвероногих охотников.

К вечеру начались угощения, показ фотографий, разговоры о путешествиях   Атласова В.И. и  о жизни в тайге.  Оказывается, буквально в 3-х километрах вверх по течению, находится место, где на скалы вдоль берега нанесены рисунки древнего человека. Но они не высечены, а нанесены похожей на охру красной краской, которая не смывается уже много веков. Была рассказана легенда, что видеть эти рисунки можно, но сфотографировать нельзя. Так, за разговорами, и наступила поздняя ночь.

Утром , 25 мая, в воскресенье, вновь позвала дорога. Тепло попрощавшись с хозяевами, Виктор Иванович продолжил сплав. Буквально через два часа  он высадился на берег речки Часовинка. Вдоль всего берега стояли лодки, машины и мотоциклы. Это были жители железнодорожных станций Транссиба на отдыхе. Когда то, здесь были дома  отдыха и пионерский лагерь, теперь дикий туризм.

Разборка лодки, укладка вещей на велосипед и отправление в путь. Дорога шла на подъем по руслу реки Часовенки.  Вокруг густая тайга. Лиственницы 25-ти метровой высоты и  15-ти метровые березы. Дорога давно капитально не ремонтировалась.  Ее поддерживают сами отдыхающие, ремонтируют мосты и подсыпают грунт.  Километров через 20-ть дорога пошла на спуск. Начался дождь и спуск стал опасным. Недалеко от трассы Транссиба Виктор Иванович расположился на ночевку.  Во время связи с ним было слышно, как с грохотом проходят составы.