Путешествие Атласова В. И.

 День первый

Утром, 11 июля, Атласов В. И. на связь не выходил. Только в 13.00 с ним удалось связаться. Он дошел до поселка Артых, где находится ретрансляционная вышка. Он описал все то, что с ним произошло за два дня.  Вчера,  самым запоминающимся моментом, была переправа через реку Кюрбелях. Вода в реке, из-за дождей, поднялась на столько, что по броду транспорт не смог проходить. Скорость воды в реке «зашкаливала». Можно было и не мечтать переправиться на лодке. Но выход нашелся. Строящийся рядом мост возведен до состояния быков-опор с укладкой на них двутавровых балок. Ехать по мосту невозможно, но человеку, по балкам, балансируя, перебраться можно.  Виктор Иванович разобрал велосипед на две части и перенес его на другой берег реки. Так же были перенесены два рюкзака и остальные вещи. Обратная сборка и в путь. По дороге встретился наш старинный автомобиль «Ока», на нем семья из Перми возвращалась домой из путешествия в Магадан. 

Дорога идет навстречу течению реки. Проложена она,  то по долине, то по откосам сопок, спускающимся к реке. Через 6 километров от места, где, предположительно, ночевал Атласов В. И., русло реки вплотную подходит к горам. Горы не обойдешь, приходится делать вырубку в самой горе и, по этой вырубке, прокладывать дорогу.  Так создается прижим. Эта мера вынужденная и временная. Прижим может существовать и год и 70 лет.  Тот, по которому идет путешественник, длинной почти 4 километра, вероятнее всего, в половодье заливается.

Через пять километров русло реки упирается в монолитную скалу и, обходит ее слева. Во время половодий вода, в этом месте, бурлит и затапливает все вокруг. А дорогу строители вновь прокладывают по прижиму длиной в четыре километра. Высота откосов гор в этом месте достигает 300 метров. Это опасно особенно зимой и во время сильных дождей. Снежные лавины и грязевые потоки надолго перекрывают трассу. Сегодня такой день. С гор падают каменные глыбы и обваливаются небольшие, но острые камни. Что бы под них не попасть, надо держаться ближе к обрыву. Так и движется наш путешественник от одного прижима к другому. На двадцатом километре сегодняшнего пути трасса заходит в горные ворота. Через этот горный проход длиной всего два километра, когда-то пробила себе русло река Нера. Но, буквально в километре до этого, она вобрала в себя воды еще двух рек -  Тирехтяха  и Хара-Юряха.  Через четыре километра,  горы расходятся в стороны и  дорога выходит в долину. По долине широко разлились две реки, сама Нера и, ее приток Артых. Впереди путешественника ждет поселок, расположившийся между руслами этих рек.  За час до этого Атласова В.И. обогнала колонна мотоциклистов. Туристы, один словак, другой венгр и два немца путешествуют в Магадан. Словак свободно владеет русским. Пообщались,  сфотографировались и пожелали друг другу счастливого пути.  Артык — посёлок городского типа в Оймяконском улусе Якутии.  Абсолютный минимум температуры в Артыке составляет -62.9 градусов и был отмечен в январе 1939 года. Население — 484 человека. Основан как посёлок автотранспортников на Колымской трассе (ответвление на Усть-Неру).

Выехав за поселок, Виктор Иванович устроился на ночлег.

День второй и третий

12 июля, утро. Вчера день закончился дождем. Два дня Атласов В. И. ехал на велосипеде в резиновых сапогах. Неудобно, но из-за грязи необходимо.  Сегодня дождя нет.  Дорога идет по долине реки Нера, то, взбираясь на небольшие плато, то, выходя почти к руслу. В полукилометре, левее трассы, проложена линия ЛЭП. Дорогу, через каждые 3-4 километра, пересекают реки Нижний и Верхний Дёлкан,  Джек, множество речек и ручьев. На 46-м километре от поселка Артык, трасса выходит на реку Делянкир, через которую проложен двухсотметровый мост. Но, остались выезды к бродам, которыми пользуются тяжелый транспорт. В полукилометре за мостом, справа, место слияния рек Делянкир и Тымтей – это начало реки Нера. Перед мостом, на возвышенности,  селение. Это последнее пройденное Атласовым В. И. селение на территории Якутии. За мостом уже территория Магаданской области.  Это уже третий регион, который он проходит с 13 мая. Трасса идет вдоль правого берега реки Худжах.  Через десять километров дорога проходит километровый прижим реки и сразу уходит выше, в предгорье. В этом месте река с норовом. В предыдущие годы она дважды смывала трассу, поэтому полотно дороги, длинной в три километра, было поднято на 200 метров выше по склону. Через два километра Виктор Иванович проехал безлюдный поселок  Озерное. Сейчас, здесь около десятка домов.  После него, километрах в семи,  начинаются основные поля магаданских золотых приисков. Проехав череду таких полей, Виктор Иванович, на 88-м километре от Артыка, заночевал.

Сегодня, 13 июля, своеобразный юбилей – два месяца, как Виктор Иванович спустил свою лодку в реку Ингоду, у Читы. Пройдено за это время 4200 километров. Путешествие перевалило за Экватор.

Утро выдалось не солнечное, но и не дождливое. На 12-том километре с начала сегодняшнего пути, трасса перебралась на другой берег реки Худжах и, уходя в сторону от рек, пошла все выше, на водораздел. Через 18 километров водораздел был пройден. Реки потекли не навстречу путешественнику а, попутно с ним.  Так, Атласов В. И. спустился до поселка Усть-Хакчана, образованного в месте слияния рек Хакчан и Аркагала. Еще пять лет назад в поселке жило 12 человек – сколько сейчас? Ни одного. Дома просто разрушены, крыши разобраны. Запустение.

Виктор Иванович продолжает свой путь. В двух километрах, за поселком, расположились заброшенные приисковые поля. Еще пройдено 8 километров. Вокруг настоящая лунная поверхность. Как не странно появились признаки работы на прииске – рабочая техника.  Золото в этих местах рассыпное.  Вымывают его из  массы речных отложений. Для этого здесь используется промывочный прибор, или коротко промприбор, и драга.

Добыча золота здесь происходит в условиях вечной мерзлоты.  Экскаваторы и бульдозеры  не справляются с замёрзшим грунтом.  Вначале производится  "гидро-оттайка" грунта.  Бурят скважины на несколько метров и туда закачивают воду. Постепенно грунт оттаивает.

Промприбор представляет собой транспортер, перед ним водяная пушка и большой резервуар. Самосвалы подвозят, а  бульдозеры, подгребают грунт к агрегату. Мощной водяной струёй этот грунт размывается в резервуаре. Вначале убираются крупные камни. Потом уже песок и мелкие камни вместе с водой подаются на транспортёр. В процессе прохода этой массы по вибрирующему транспортёру, тяжёлая фракция, золото, оседает в специальных  рифлёных резиновых ковриках.  Специальная команда, раз в день, производит съем золота. В конечном шлихе  больше половины, это примеси. Его ещё ждёт дальнейшее обогащение. Окончательная очистка на аффинажном заводе, недалеко от  Магадана.  Промытый грунт бульдозерами  отгребается  от промприбора. Этот процесс почти вечен. За много лет землю здесь несколько раз перепахали и промыли.

Драга — это такой плавучий завод по добыче золота, он постоянно перемещается по неглубокому водоему, в котором и выбирает грунт. Пруд для драги выкапывают шагающие экскаваторы.  Отработанный грунт драга выбрасывает из себя и укладывает равномерными грядами. Поэтому, издалека, прииск похож на гигантскую детскую песочницу.  Необходимо особо отметить, что прииски очень хорошо охраняются от «любителей». Как сказал Виктор Иванович, к прииску не проехать, везде охрана.

Вновь безлюдье. Через десяток километров дорога перегодит по железобетонному мосту, через реку Контрандя.  Рядом стоит разрушенный деревянный. Далеко за полдень впереди замаячил поселок Аркагала, всеми заброшенный и безлюдный. Пустующие многоэтажные дома. Еще через час, дорожный указатель подсказывает, что впереди поселок Кадыкчан. Мимо него Атласов В.И. проходил в 2003 году, по дороге на Чукотку, здесь бурлила жизнь.

По справочным данным,  Кадыкчан - бывший посёлок городского типа в Сусуманском районе Магаданской области. Расположен в бассейне реки Аян-Юрях (приток Колымы) в 65 км северо-западнее города Сусуман на автодороге Магадан — Усть-Нера. Возник в годы Великой Отечественной Войны как рабочий посёлок при предприятии по добыче каменного угля Аркагалинского месторождения. Шахту и посёлок строили заключённые. Добыча велась подземным способом с глубин до 400 метров. Уголь использовался в основном на Аркагалинской ГРЭС.  В сентябре 1996 года на шахте произошёл взрыв, погибли 6 человек. После взрыва шахта была закрыта. Всех людей выселили из города. Дома законсервировали, отключив их от тепла и электричества. Почти весь частный сектор сожгли, чтобы люди не возвращались. Однако,  даже в 2001 году, в поселке оставались жилыми 2 улицы (Ленина и Строителей) и один дом по улице Мира, в котором находилась поликлиника и  коммунальные службы. Несмотря на такое положение, в 2001 году в поселке все ещё велось строительство новой котельной-катка и торгового комплекса рядом с поселковым советом.  К 2012 году остался лишь один пожилой мужчина с двумя собаками. Сейчас никого нет. Еще один «город-призрак».

На 90-ом километре своего сегодняшнего пути Виктор Иванович вышел к реке Мяунджа.  Она перегородила трассу и вход в горную долину, по которой была проложена дорога. Справа расположился  поселок Кедровый, а слева, очень большой поселок Мяунджа.  Население — 1729 чел. Жизнь поселка напрямую зависит от Аркагалинской ГРЭС, которая, является и энергетическим резервом и поселкообразующим предприятием. Непонятно, если нет шахты в Кадыкчане, откуда уголь на ГРЭС? Проехав, еще восемь километров, Виктор Иванович остановился на отдых.  Пройдено за сегодняшний день 97 километров.

Удалось связаться с Рязанью, были оговорены планы на завтра. Впереди  кучно расположены поселки золотоискателей. Связь будет.

День четвертый

По прогнозам синоптиков,  14 июля будет  последним дождливым днем  в декаде. С другой стороны, когда идет дождь, ехать на велосипеде проще — грязь разлетается в стороны. Когда дождь заканчивается, дорога начинает подсыхать, тогда поверхность дороги становится вязкой и липкой. Какая уж здесь скорость.

Атласов В. И. свое движение начинает ровно в 9 утра по местному времени, или в час ночи,  по времени московскому. К моменту связи с Рязанью, у него уже был вечер. 14 июля у путешественника складывалось следующим образом.  День начался с подъема на очередной водораздел. В начале был пройден поселок Каменистый (несколько разрушенных ангаров), затем дорога пошла вдоль заброшенного прииска и, через десять километров, после перевала, пошла вниз вдоль реки Чай-Урья. Именно по этой реке, на много десятков километров разбросаны поля золотых приисков.  Виктор Иванович проехал по дороге поселки Большевик, Чкалова, Дражный, и вышел к реке Сусуман.  Резкий поворот дороги влево и, опять подъем в горы, правда,  не очень крутой.   Теперь река течет навстречу путешественнику. Вокруг все те же прииски Нексикан, Холодный и Центральный. Здесь активно работает техника.  Прииски живут своей жизнью.

Через шесть километров Виктор Иванович въехал в город Сусуман. К концу 1980-х годов в Сусумане работали несколько крупных промышленных предприятий: горно-обогатительный комбинат, ремонтно-механический завод, завод строительных материалов, пивоваренный завод, хлебозавод и мясо-молочный комбинат. В микрорайоне Берелех была расположена одна из крупнейших автобаз области. В городе были открыты 5 общеобразовательных школ, музыкальная школа, горный техникум, больница, поликлиника. Действовали два кинотеатра и три Дома культуры. В черте города находился совхоз «Сусуман», который обеспечивал население района овощами и продуктами животноводства. Сусуман, расположенный у Колымской трассы, имеет постоянное автобусное сообщение с Магаданом, Усть-Нерой, а также со многими поселками области. В городе действует аэропорт, рейсы из которого связывают Сусуман с областным центром. Пиком расцвета города был 1991 год. Тогда его население достигала 18 тысяч человек, сейчас – 5300.

По справочным данным синоптиков, средняя годовая температура воздуха отрицательная. В среднем в окрестностях Сусумана она составляет -15.5 градусов. Переход суточных температур через 0°С в сторону понижения происходит уже в конце второй, начале третьей декад сентября.  Наиболее холодным периодом зимы является конец декабря — середина января. В это время помимо общего радиационного выхолаживания происходит застой холодных масс воздуха. Эти факторы дополняются высокоширотным положением и приподнятостью Сусумана относительно уровня моря на 650 м. В результате здесь формируются локальные области предельно низкой температуры воздуха, которая может доходить до -63°С, а местами и до -67С.

Виктор Иванович планирует проехать Сусуман и остановиться за городом.

День пятый

Сегодня у Атласова В. И. день регламентных работ, точнее, у его велосипеда. 15 июля, утро, дождь. Как удачно, что Виктор Иванович остановился на ночлег недалеко от города Сусуман. С утра выяснилось, что рядом стоящий ангар, это автомобильная мастерская. Решение принято было быстро и, велосипед разобран до основания.  Кстати, очень вовремя. У «железного друга» мотор был на пределе. Мотор – в смысле шестерни заднего колеса и «звездочка» механизма натяжения цепи.  Подшипники забиты грязью и клинили колеса. В гараже был опытный мастер и необходимый инструмент, да и сам Виктор Иванович, не промах. К вечеру все было готово к дальнейшему пути. А у старшего научного сотрудника музея Попова Николая Семеновича появилось немного времени поговорить с Атласовым в спокойной обстановке. Были заданы вопросы, интересовавшие наших читателей последние дни.

Почему дорога идет по склонам сопок, а не по долинам рек?
Мнение путешественника. Это сейчас дорога проложена от Магадана и до Якутска, в начале 40-х годов прошлого века она не была такой магистралью. Она была простой технологической дорогой между Магаданом и отдельными золотыми приисками. Она не должна была мешать производству, т.е. не должна была занимать долину рек, где мыли золото. Во-вторых, в долине рек необходимо делать насыпь, подушку и полотно. Это очень затратное по времени и материалам дело. Не было тогда токой мощной техники, способной перемещать миллионы кубов грунта. Проще было на склоне горы взорвать насыпь, очистить, созданный таким образом карниз, от камней вручную, силами заключенных и,   дорога готова.  В 60-е годы шорошие ровные места были отведены под ЛЭП.  Так дорога и вьется, повторяя склоны сопок, то вверх, то вниз.

Почему в Кадыркане угольная шахта закрыта, город опустел, угля нет, а ГРЭС работает и дает электрический ток?

Мнение путешественника. В 50-е годы шахты были рентабельные а, сейчас, выгодно вести добычу угля открытым способом. Техники мощной в этих местах с избытком. По дороге много новых угольных карьеров. Приезжай, загружай уголь и топи свою печурку. Шахтеров нет, а угля много.

Какие у вас планы на ближайшие дни?

Буду преодолевать Бурхальский перевал. Придется взобраться по 70-ти километровой трассе на  высоту в 500 метров. Сусуман над уровнем моря на 760 метров, а перевал – почти 1300.  Затем,  три дня пути и,  поворот на поселок Омсукчан. Это последний северный поселок на Дальнем Востоке,  куда можно добраться легковым автомобилем.  От него дороги нет. Дальнейшее путешествие будет проходить по бездорожью или по рекам.

Сейчас у Виктора Ивановича отдых, завтра – в путь.

День шестой

Река Сусуман пробила себе русло по дну горной долины между пиками хребта Черского. Сегодня, 16 июля, Атласов В. И. будет подниматься в горы. Первые двадцать километров, до поселка Тангара, подъем почти не чувствуется. Справа и слева возвышаются почти 3-х километровые вершины. Вскоре начнется подъем настоящий.

Город Сусуман находится на высоте 760 метров над уровнем моря, а Бурхальский перевал, на 1300 метров. Эту разницу высот, более 550 метров, нужно преодолеть за 50 километров. Поселок Тунгара – это база дорожников и золотодобытчиков. На 34-м километре от города река Сусуман уходит вправо. Виктора Ивановича дорога ведет вдоль ручки Светлая. Дорога забирается все выше и выше. На 40-м километре появился поселок Полевой, скорее, это летняя база золотодобытчиков - 11 домиков и стоянка автотранспорта. Вскоре река превращается в ручеек и затем вообще пропадает. Начинается долгий «тягун» в горы. Отсюда велосипед приходится толкать. Серпантин дороги огибает каждую кочку, заходит в любую ложбину и, так десять километров. За два километра до перевала, появляются места стоянок для автомобилей. Зимой тяжелогруженому транспорту сразу на перевал не въехать. Нужен отдых для машин. Здесь, на высоте 1050 метров, остановился на отдых и Виктор Иванович. Затем, еще один рывок, еще три километра толкания велосипеда и все, перевал взят. Две вершины на перевале кажутся небольшими сопками. Путешественник стоит на «лысой» горе. По ногами большая и ровная площадка для машин. Вокруг из растительности только трава.

Водители здесь осматривают тормоза. Впереди крутой спуск. Речка Бурхала уже течет вниз, дорога идет вслед за ней. Появляются кустарники и, даже небольшие деревья. Велосипед бойко бежит вниз. Приходится постоянно притормаживать. Дорога, на трех километрах, имеет четыре «кармана». В них останавливается транспорт и спускающийся и поднимающийся. При таком уклоне и прямой дороге, при неисправных тормозах или гололеде это - верная авария.
Вскоре уклон стал меньше, трасса вывела Виктора Ивановича к поселку Бурхала.

Здесь живут золотодобытчики. Население 220 человек. От города Сусумана - 70 километров. Дорога, как говорят водители, «катит» - впереди светлое будущее. Но через три километра, в месте впадения реки Бурхала в реку Дебин, сразу за мостом, начался ремонт дороги. Ремонт, надо сказать, своеобразный – дорогу обильно полили водой и бульдозером разровняли. Вспаханную дорогу оставили на «укатку», которую, по-видимому, должны сделать машины, следующие по трассе «Колыма». Атласов В.И. по такой трассе проехать не смог. Хорошо, что в этом месте располагался прииск. Пришлось велосипед перенести на подъездные пути прииска и по ним объехать ремонтируемый участок.

Так по склонам сопок то, поднимаясь то, опускаясь вниз, Виктор Иванович добрался до крупного районного центра, поселка Ягодное. Здесь проживает более 4000 человек и есть отличная связь. Выехав за поселок, совершенно обессиливший путешественник, остановился на ночевку у небольшого озерка.

День седьмой

Путешественник Атласов опять попал на Колыму.

17 июля, утро, небольшой дождь, температура 20 градусов. Дорога идет вдоль берега реки Дебин. Порой, подходит почти к воде. В реку постоянно впадают небольшие реки, речушки и ручьи. Река становится полноводной. По всему руслу и долине размещаются пруды приисков. Места вокруг очень красивые. Проехав сорок километров, Атласов въехал в поселок Рыбный, названный по названию реки. В поселке только заброшенные дома. Жителей нет. Не видно и золотых приисков. Дорога идет по склонам сопок. Русло реки ушло вправо и на 70-м километре сегодняшнего пути появился поселок Дебин. В нем живет 700 человек. Но самое главное другое – поселок стоит на реке КОЛЫМА. Виктор Иванович наконец-то добрался до этой реки и уже не первый раз. Здесь он уже был в 2005 году. В тот поход Виктор Иванович шел на Чукотку. Тогда мост через реку Колыма был другой, сейчас же это пятисотметровый железобетонный красавец. Правда, он еще полностью не сдан. За Дебином, Атласова В. И. ждут уже хоженые дороги и отсутствие телефонной связи дней на шесть. Договорились пользоваться «таежным телефоном».

Трасса идет по реке Оротукан, по нескончаемым золотым приискам. Пройден еще один заброшенный поселок под названием Пятилетка.

Пора на отдых. К утру нужно заменить на переднем колесе несколько спиц. Первые потери – от жары, влаги и соли развалилась любимая и такая удобная рубаха. Ночь ожидается бурная, все вокруг громыхает и затягивается тучами – будет гроза.

День восьмой

Несколько дней будет солнечная погода, с очень неплохой температурой – 24 градуса. Утро, 18 июля, хорошее. Дорога мокрая и не пыльная. Это – большой плюс. Через 7 километров пройден поселок Спорное. В нем живут 240 человек. Все они обслуживают прииск на реке Оротукан. Река не очень полноводная, но разлилась широко по речной долине. Все впадающие в Оротукан реки названы по прихоти первооткрывателей колымских богатств – река Халтурин, река Русалка, река Разведчик. Именно этим именем назван расположенный на ней поселок. Разведчики здесь долго не задерживаются, постоянного населения в поселке нет.

Прииски становятся все разбросаннее, они уже по обе стороны от дороги и даже захватывают долины впадающих рек, к примеру, реки Пятилетка. В Оротукан все чаще и чаще впадают большие реки: Стрелка, Загадка, Яша, Партизан, Хищник. Река прижалась к правому, скалистому берегу и дорога, по мосту, переходит со склона гор в речную долину. На 40-м километре сегодняшнего похода появился поселок Оротукан. Население - 2300 человек. Градообразующим предприятием Оротукана являлся завод горного оборудования (ОЗГО), который просуществовал с 1930-х годов по 2005 год. Завод изготавливал самоходные станки ударно-канатного бурения для разведки россыпных месторождений золота, запасные части для отечественных и иностранных бульдозеров, электрическое и энергетическое оборудование, детали для горно- обогатительного оборудования. В настоящее время в поселке базируются офисы нескольких золотодобывающих компаний, функционируют поселковая котельная, узел электросвязи (структура «Ростелекома»), отделение Сбербанка, почта, средняя школа, около десятка магазинов.

Через пять километров появился микроскопический поселок Люриковая. В нем живет один человек. С этого места дорога пошла на подъем вдоль реки Люриковой. Очень скоро, у поселка Горный, Виктор Иванович распрощался и с ней. Поселок заброшенный. От него трасса поднимается в гору вдоль реки Паутовая. В начале - это река, затем ручеек и через 10 километров и он исчез.

Все эти двадцать два километра Атласов В. И. толкал свой велосипед вверх. Подъем, конечно, не сравним с предыдущим, всего 200 метров. Все повторилось, как и два дня назад на Бурхальском перевале. Разъезды для машин, карманы и очень похожий «лысый» перевал, без травы, кустарников и леса. На перевале дороги расходятся в двух направлениях. Основная трасса пойдет по небольшому ручью Герба, который вскоре станет рекой. Все те же правила на спуске, карманы, торможение, проверка колес.

Сопки в этих местах почти голые. Только небольшие заросли лиственницы у оврагов. Через семь а, затем, и девять километров от перевала, река проходит одну теснину, затем узкую долину между высоких сопок и, выходит в горную долину. Здесь она вбирает в себя одновременно четыре реки и широко разливается. Опять появились, почти забытые прииски.

Пройдя за день 90 километров, измученный двадцати километровым подъемом на перевал, Виктор Иванович разбил на ночь свой маленький лагерь.

День девятый

Утром, 19 июля, дорога вновь пошла на спуск. Велосипед катится под гору. Тепло, безветренно и солнечно.  Не путешествие, а просто прогулка за город.  А вот до города, в смысле большого поселка,  еще ох как далеко. Через девять километров Виктор Иванович подъехал к поселку Стрелка, вернее, к полуразрушенному ангару и груд мусора, на месте развалившихся домов. Пройдены руины. По дороге уже нет характерных озер, прудов и отвалов золотых приисков. Речка Герба бойко течет вниз, вбирает в себя воды Немигана, Нарзана и Омчика.  По сторонам от дороги уже нет буйных лесов, только невысокое редколесье.  Редкие леса тундры состоят в основном из лиственницы, поскольку это дерево наиболее морозоустойчивое и, в то же время светолюбивое.  Большая территория Магаданских хвойных лесов не представляют собой густо насажденные посадки.  На лесных почвах по склонам гор произрастают кедровый стланик, карликовая береза и ольха.  Стланик имеет стелющиеся ветви, которые могут достигать длины в два с половиной – шесть метров. Зимой он укрыт  снегом, а  весной,  стланик образует непроходимые лесные заросли. Его орехи, очень приятные на вкус, содержат много масла. Водный настой хвои кедрового стланика представляет собой отличное противоцинготное средство.

На тридцатом километре сегодняшнего пути, перед местом слияния Гербы и реки Мякит, трасса выходит на перекресток. Основная трасса «Колыма» идет на юг вдоль реки Мякит, а Виктор Иванович сворачивает налево. Его ждет дорога на поселок Омсукчан. По ней намечено сегодня пройти  километров семьдесят, хотя бы до перевала у поселка Жаркий.

Дорога перебирается через мост на левый берег реки и, сразу уходит  в предгорья,  на километр, в сторону от русла, и  выше. Через три километра реку и с обеих сторон зажимают две горы -  как каменные ворота. Между ними метров триста. Затем долина становится все шире и шире. Но дорога в долину не спускается.  Ползет по горам, как змея. Отличная трасса для толкателей велосипедов с грузом. Строители сделали автомобильную дорогу, но забыли о путешествующих велосипедистах. Машине все равно, двигатель вытащит ее на любую высоту.

На одиннадцатом километре от поворота, заканчивается этот горный подъем. Впереди широкая долина реки, но дорога туда не спускается. У речки Две Сестры, опять появился небольшой золотой прииск, это последний на этой трассе. С сопки видно, как внизу, километрах в двух, река Герба впадает в реку Буюнда. Отличное зрелище.

Справочные данные говорят, что Буюнда - одна из крупнейших рек Магаданской области, правый приток реки Колыма.  Длина реки 434 км, в бассейне реки более 1500 озёр. Питание дождевое и снеговое, в низовьях много порогов.

Еще 16 километров и на склоне, ниже дороги, появляется селение Буркот. Жителей нет. Поселок заброшен. Дорога идет по склону, но не долго. Впереди переправа через Буюнду. Так недолго Виктор Иванович любовался этой рекой. За переправой дорога уходит направо, по склону, нависающему над рекой Осолонья. Опять Атласову В.И. приходится толкать своего боевого коня в гору, на высоту 800 метров. Этот перевал называют Жаркий (по названию поселка, давно заброшенного).  Не дойдя до перевала десять километров, Виктор Иванович остановился на ночлег. Пройдено сегодня 90 километров.


 

Save

Save