Путешествие Атласова В. И. 2015.

День первый

Начало  первого этапа своего нового путешествия в рамках проекта «Полярная Россия» Виктор Иванович Атласов  начинает из Ямало-Ненецкого автономного округа, от станции Коротчаево, через Уренгой, Надым, Салехард, Усинск, Архангельск до Беломорска на Онеге, то есть с востока на запад России.  Особенность этого путешествия, от путешествия 2014 года,  в том, что у В. И. Атласова не будет велосипеда. В этих местах нет дорог. Единственное средство передвижение – надувная резиновая лодка, для преодоления водных преград. Весь остальной путь будет пройден пешком.

День первый.  22 июня 2015 года, в 10.48 (время московское) Виктор Иванович вышел из вагона поезда на вокзале железнодорожной станции Коротчаево. У него только тяжелый, килограммов на тридцать, рюкзак и небольшая 4-х колесная тележка. На ней он планирует вести часть груза на первом этапе пути, когда будет автомобильная дорога.

Коротчаево хотя и расположен в 70 километрах от Нового Уренгоя, но, тем не менее,  является его микрорайоном. Станция Коротчаево является самой крупной железнодорожной станцией в Ямало-Ненецком автономном округе. Конечная станция Северного широтного хода (железной дороги ст. Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево). В Коротчаево находится Уренгойский речной порт на реке Пур.

Атласов вышел на вокзальную площадь, повернул строго на север и по Магистральной улице пересек поселок. За поселком, справа от дороги, расположились поселки с технологически понятными, но, тем не менее, забавными названиями:  Путьрем, Горем и Водрем. Весь этот путь занял у Виктора Ивановича чуть более часа. Строения поселков закончились, появился лес из высоких  елей.

Автомобильная трасса Сургут – Салехард идет справа от делезной дороги, а это означает, что связь с нашим путешественником, по крайней мере,  до Надыма, будет устойчивой. Трасса построена без лишних элементов, без обочин.  Поскольку рюкзак Виктор Иванович везет на тележке, то при приближении грузовой машины вынужден выезжать в кювет. Легковых машин много, в основном внедорожники, много наших «Патриотов». Грузовики в основном  бензовозы. На 5-том километре своего пути В. Атласов прошел первую ж/д станцию – «Тихая». Небольшой домик с площадкой для приема грузов размером в пять футбольных полей. На 6-м километре лес закончился,  началась тундра. Слева, за железнодорожным путем, появились два озера, размером в несколько километров. Дорога идет вдоль магистрали, периодически уходя вправо, огибая болота и мелкие озера. На 13-м километре Виктор Иванович по мосту пересек речку Лимбейяхо. Ее воды наполнили впадину, создав трехкилометровое озеро. Природа однообразная – болота, озера, небольшой кустарник.  Появляются следы деятельности человека в тундре – «зимники» залитые водой. Все дороги, идущие с газовых месторождений, перекрыты шлагбаумами. Весь день дул сильный ветер, поэтому комаров и мошкары видно не было. Температура и днем и ночью плюс 11 градусов. Светло, белые ночи.

В первый день пройдено около 22 километров. Атласов с большим трудом нашел сухой взгорок и заночевал на нем.

День второй — 23 июня 2015 года

Утром ветер ослаб,  появились комары. Завтрак. Недолгие сборы.

Трасса с утра загружена, каждые 35-40 секунд проходит автомобиль. Водители попутных грузовиков останавливаются и предлагают подбросить до Нового Уренгая. Когда Виктор Иванович отказывается, обижаются, говорят, что за это денег не возьмут. Узнав, что он так путешествует, удивляются – неужели нет возможности отдыхать на юге.  Виктор Иванович надеется, что по трассе пройдет слух о нем и водители станут меньше останавливаться, только  приветственно сигналить.

Дорога монотонная, прямая как стрела. Иногда ее переекают речки-ручьи. С утра прошел речку с причудливым для нас названием – Тыдыльяхатарка. По обеим сторонам дороги озера. Они мелководные и промерзают зимой до дна.  К обеду Виктор Иванович вышел на берег большой реки Евояха. Она берет свое начало у Надыма. Река практически не имеет течения, петляет по тундре, собирая воду. Вот в этой реке есть речная рыба, которая заходит сюда из реки Пур.

Животных, кроме бродячих собак, Виктор Иванович не видел, очень близка дорога.  А на озерах сидят и летают утки и кулики. Утки разных цветов: серые, яркие как попугаи и даже черные, как головешки от костра. Растительность – редкий  кустарник до полуметра. Цветов много, особенно ромашек.

К концу дня В. Атласов подошел к железнодорожной станции Фарафонтьевская. Сама станция – это небольшое строение, но рядом расположен огромный перевалочный комплекс из железнодорожных веток, ангаров-складов, огромных ёмкостей, штабелей газовых труб и прочего. Этот комплекс Виктор Иванович обходил стороной часа полтора. 

За комплексом наш путешественник перешел через железную дорогу, подальше от магистрали и, найдя маленький ручеек, у него заночевал. Ночью было 11 градусов тепла, ветра не было, но были комары. За день было пройдено 38 километров.

День третий — 24 июня 2015 года

Ночью было прохладно  — 6 градусов тепла, но, несмотря на это, донимали комары. В такой ситуации без мазей не обойтись, не спасает даже борода. Подъем. Завтрак. Дорога.

Через три километра появилась первая крупная площадка для хранения строительных материалов, еще через четыре, за озером, расположились промышленные зоны.  Пройдя 14 километров от последней ночевки, Виктор Иванович вошел в город Новый Уренгой. Здесь, у самой границы, его встретила журналист Анна Кравченко и телеоператоры ОГТРК «Ямал-Регион» Встреча вышла интересной и откровенной, говорили много и обо всем. Виктор Иванович получил много интересной информации о регионе и о трудностях,  которые его ждут впереди.

После встречи с журналистами Атласов В. И. вошел в довольно зеленый и ухоженный город. Здесь необходимо было закупить продукты на несколько дней пути.  Для тех, кто интересуется  чем питаются в дороге путешественники, сообщаем перечень покупок: геркулес, сахар, растительное масло, сухое молоко, немного изюма, консервы рыбные, халва и хлеб. Цены в 2 раза выше, чем в Рязани.

Новый Уренгой растянулся вдоль реки Тамгару-Яха на десяток километров. За городом движение на трассе стало заметнее тише.  Качество дороги осталось хорошим. На возвышенностях росли 2-3 метровые деревья. Виктор Иванович прошел большой вертолетодром и направился к Сургуту. До следующего населенного пункта поселка Пангоды осталось идти 85 километров. Связь стала неустойчивой.

Пройдя за день 35 километров, наш путешественник заночевал у небольшого ручья.

День четвертый

День 25 июня был самым теплым с начала путешествия.  Солнечно, безветренно, душно. Хочется даже раздеться, но комары.

Дорога идет на подъем, меньше озер и больше растительности. Появились рощи лиственницы и  отдельные сосны. Вдоль дороги кустарник. Обочины и все вокруг цветет. Ромашки, одуванчики и еще какие-то желтенькие цветочки. На взгорках встречаются несъедобные грибы. Ягоды в этих местах появятся только в конце июля — начале августе.

Много всяких птичек. Пичужки желтого цвета перелетают подальше и поют – вероятно, уводят человека от гнезда. Кулики, их как минимум по одному на каждое озерцо, отгоняют всех от своего водоема. Особенно жаркие бои у них происходят с чайками, которых много в этих местах. Трясогузки держатся рядом с человеком, питаются мошкарой, которая роится вокруг него. Виктор Иванович рассказал еще об одном своем наблюдении. Целый день вокруг него летала большая стрекоза. Когда она появлялась перед лицом, то мошкара исчезала, видимо стрекоза — знатный охотник на всякий гнус. Так в паре они и шли, один привлекал насекомых,  другая— уничтожала. Природа, как отметил наш путешественник, в этих местах не испорчена. Вода в озерах и ручьях чистая и вкусная. Следов деятельности человека не видно. Если построены в тундре объекты, то они ухожены, огорожены, снаружи даже не определишь их назначение, то ли это газовая скважина, то ли насосная станция перекачки. Вахтовый объект «Юбилейный»  у станции Ныда — это образец чистоты и порядка.

Автомобилей стало заметно меньше, но они все также останавливаются и предлагают свою помощь.  Да что автомобили!  Остановился маневренный тепловоз, машинист объяснил, что увидел на дороге одинокого человека, решил выяснить все ли у него  в порядке, может подвезти.  Мы понимаем, что машинист, наверное, нарушил какие-либо правила, но, с другой стороны, он совершил ПОСТУПОК, пришел на помощь человеку. Может быть, в Европе, или совсем за морем отказать в  помощи человеку это нормально — ничего личного, только бизнес.  Но на Полярном Севере такие номера не проходят. Когда тепловоз возвращался обратно, машинист долго сигналил, и сигнал был слышен, наверное, по всей тундре.

В конце дня асфальтированный участок пути закончился. Дорогу теперь покрывали бетонные плиты. Она стала несколько уже, что заставило при приближении автомобиля сходить с дороги на обочину. Тележка, на которой Виктор Иванович вез свои пожитки, стала походить на железнодорожную платформу, издавала стук при переходе с одной бетонной плиты на другую — тук-тук, тук-тук. Под этот стук наш путешественник стал подумывать, а не перейти ли ему на сплав по реке. Через день В.Атласов перейдет водораздел и реки теперь будут свои воды нести не  навстречу путешественнику, а попутно. А от поселка Пангоды, можно плыть по реке Правая Хетта до самого Надыма.

Пройдя 35 километров, Виктор Иванович разбил свой лагерь, поужинал и заночевал. 

Дни с пятого по восьмой

За последние три дня у Атласова Виктора Ивановича произошли существеннве изменения по прохождению маршрута. Он перешел на сплав по реке, прервав свой пешеходный этап.  Причина простая – кончился асфальт. В пятницу, 26 июня, Виктор Иванович вышел на разбитую автотрассу. Расколотые бетонные плиты, торчащая из них арматура, выбоины.  Машины идут медленно, обдавая путешественника грязью. Ветер с дождем. Тем не менее, за день удалось пройти  33 километра.

Утром, в субботу,  принято окончательное решение.  Дойти до  поселка Пангоды,  закупить там  продукты с запасом.  Пересесть на лодку.  Сплавляться по Правой Хетте до реки Надым и по ней до Обской губы.

До поселка Виктор Иванович добирался половину дня. В Пангоде он попал почти  на восточный базар. Все торговцы на рынке, продавцы в магазинах, большинство гуляющих по улицам города были азербайджанцы.  И не мудрено, газовые месторождения на Ямале с 60-х годов 20 века разрабатывали выпускники Бакинского института нефти и газа. Здесь их вторая родина. Сам поселок Пангоды очень компактный, ухоженный и славится высокими ценами на продукты. 

За поселком Виктор Иванович свернул направо – на трассу к поселку Заполярный, дорога  вывела его к мосту  через реку Правая Хетта. Здесь, у воды, наш путешественник планировал разбить свою стоянку,  накачать резиновую лодку, переложить вещи и с утра выйти на сплав. Не удалось. Весь берег у моста представлял собой большой благоустроенный песочный пляж. Здесь отдыхало все население поселка. Вереницы дорогих иномарок, шашлык, вино, музыка, игры на песке. Пришлось пройти несколько километров вниз по реке, где не было людей.  Весь день было жарко, к вечеру натянуло облака, пошел дождь. Но в палатке спать было тепло, ведь на улице, ночью, если так можно назвать полярный день, температура поднялась до 20 градусов.

Воскресенье, 28 июня, утро. Лодка спущена на воду. Берега высокие, песчаные. Деревья рослые, кустарник густой. Кроме полевых цветов появился шиповник, цветет огромными розовыми цветами. В воде плавает рыбная мелочь: окуньки, подлещики. У В. Атласова есть с собой НЗ – леска, крючки, поплавки, спининг компактный. В тундре можно выжить.

В понедельник Виктор Иванович вышел на связь поздно, при первой возможности. Сообщил, что 25 часов плыл по реке, почти без остановки. Днем ветер был сильный, западный. Пришлось грести. За эти сутки прошел 130 километров, русло очень сильно петляло. По автотрассе этот участок был бы длиной всего 65 км.  Зато, сколько впечатлений от речной жизни. Берега красивые, песчаные косы, птицы, щуки в воде.

К обеду его обогнали люди на водных мотоциклах, затем резко развернулись и подъехали к лодке. Оказалось, что один из них – Виктор, встречал  Виктора Ивановича на трассе у Уренгоя, предлагал подвезти. Сейчас узнал и решил поговорить. Разговор оказался долгим. В это время  товарищи Виктора, два Владимира, «накрыли поляну».  Были нескончаемые распросы, рыбацкие байки. Время пролетело незаметно.  Новые знакомые, на своих механизмах,  умчались по делам, наш путешественник поплыл дальше. По реке не было видно ни одного зимовища или стоянки. Это отличие от рек Забайкалья. К утру был пройден небольшой поселок Юбилейный а, затем, и Правохеттинский. Сразу за этим поселком, за мостом, через который проложена железная дорога до Надыма, Виктор Иванович остановился на отдых. Решил дальше идти ночью, когда ветер тише. К завтрашнему утру планирует войти в воды реки Надым.

 

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save