Путешествие Атласова В. И. 2015.

7 августа 2015 года

Связь по телефону с Виктором Ивановичем Атласовым сегодня состоялась.  Правда, не сразу, только после того, как он взобрался на самую высокую горку. Вчерашний день прошел удачно. Прошли закупки в магазине. У местных жителей выяснена дорога до реки Мезень. Первые сто километров, до реки Мыла, хорошая грунтовая дорога, затем – зимник. Это означает, что колея будет, но о мостах, бродах, зимовьях и избах придется забыть.  Для нашего путешественника это не сюрприз.  В прошлом году, при путешествии на Камчатку, десятикилометровый болотистый участок между реками Авландя и Парень, Виктор Иванович прошел за десять дней.  Тогда было тяжело, пришлось нести на себе рюкзак, лодку и велосипед.

Переправа к устью реки Цильма прошла нормально. За остаток дня путешественник прошел село Синегорье и дошел до развилки дороги на Боровское. Заночевал. Было пасмурно, но тепло. Комары не оставили Атласова без своего внимания.

Сегодня, 7 августа, по плану переправа через Цильму у села Рогочево, затем переправа у села Трусово. Впереди его ждет много канав, ям, переправ у села Мыла, затем по дороге вдоль Боброва ручья, рек Мишкиной, Большой Сенки, Егоровой Россохи.  В поселке Борковская будет отдых. Правда поговорить будет не с кем. Сейчас это просто заброшенное жилье. Что с путешественником будет далее, узнаем дней через десять.

26  августа 2015 года

«Любой пешеход идет по тайге быстрее самого «крутого» внедорожника» - народная мудрость.

25 августа, вечером, на связь вышел Виктор Иванович Атласов. О нем не было известий  18 дней. Он попал в  район между реками Печора и Мезень, район абсолютно безлюдный. Здесь почти нет людей, вообще нет дорог и связи.   За эти дни Виктору Ивановичу довелось пройти 300 километров через три природные подзоны: лесотундру, северную тайгу и среднюю тайгу.  Через день пути от поселка Усть-Цильма началость захолустье. Это когда нет людей, нет дорог, деревни и отдельные хутора обезлюдили и, строения там развалились. Но у Виктора Ивановича была интрига: местные жители деревни  Мыла сообщили, что две недели назад через их деревню прошло три внедорожника, два «Лэнд Крузера» и один «Патриот», своеобразное ралли «Усть-Цильма – Усть-Кыма». Несколько лет любители экстремальных путешествий по этой трассе устраивают гонки, разбивая дорогу и автомобили. В этом году это были экипажи из Москвы, Санкт-Питербурга и казахского города  Алматы. Об этом сообщали афиши, расклеенные на заброшенных домах и деревьях вдоль зимника. Жители подсказали Атласову, что по их следам он может добраться до  реки Мезень,  не заблудившись в тайге. Так Виктор Иванович и сделал. Он шел по разбитой автомобилями калее, ломая ноги и мечтая обогнать автомобили,  переходил вброд через реки, поскольку они были мелкими и,  использовать лодку не было необходимости.  Дороги, практически, не было. Приходилось идти по бергу реки. Река обмелела, песчаный берег был лучше разбитой дороги.  На волоразделе между реками Печора  Мезень, Виктор Иванович шел по зимнику, который можно было просто назвать болотом.  Через неделю пути начался сильный ветер и потом добавился к этому дождь. Пришлось три дня отсиживаться в палатке. Собранные дрова почти не горели. Запасы крупы были на исходе. Рыба, которая во множестве водилась в речках, наживку не брала. Она болезненно относится к резкому изменению погоды. Пришлось перейти на грибы. Три с половиной дня наш путешественник собирал подосиновики, белые грибы, варил и ел их. Пока искал грибы, видел лесного оленя, множество тетеревов и глухарей. После дождя ударили морозцы. Два дня пришлось померзнуть.

22 августа, в субботу, Виктор Иванович вышел к реке Мезень, третьей по величине из рек бассейна Белого моря и самой чистой в Европе. Протекает она в Архангельской области и республике Коми. Река  берет начало в малонаселенном районе республики Коми, в холмистой местности, на высоте 370 м.  Длина реки составляет 966 км.  Мезень, хоть и является самой длинной рекой, впадающей в Белое море, но, по-прежнему, берега ее  мало населены. В расположенном на берегу реки поселке Койнас, куда вышел из тайги В. Атласов, связи не было.  У разрушенной избы путешественник нашел афишу знакомого ему авто-ралли из которой узнал, что автомобили прибыли в поселок за день до него. Если бы он и ралли стартовали одновременно, то автомобили отстали бы на 13 суток. Из этого Виктор Иванович сделал вывод:  - «Любой пешеход идет по тайге быстрее самого «крутого» внедорожника». В Кайнасе удалось купить немного продуктов. Все очень дорого. Связано это не только с отсутствие автомобильных дорог, но и с развалом речного флота. Судоходства нет, река не очищается от песка, обмелела. Работают на реке только небольшие паромчики, между берегами в поселках, и ходят лодки и катера на подвесных моторах. На них и завозят продукты. Одного из таких перевозчиков Виктор Иванович встретил на реке, когда сплавлялся от  Койнаса к поселку Усть-Кыма. Очень угрюмый человек подошел на моторной лодке. Не сказал ни слова.  Осмотрел лодку и путешественника.  Принял Атласова, по-крайней мере, минимум, за беглого каторжника, а, максимум, за конкурента. Поплыл дальше.

Вечером того же дня о реке был пройден поселок Усть-Кыма. В поселке была почта, но она была закрыта. Только 25 августа, когда, проплыв по реке 130 километров, Виктор Иванович прибыл в районный центр Лешуконское, ожил сотовый телефон. Нашего путешественника ждала приятная новость – 21 августа, в Рязани, у него родилась внучка Маша. Теперь он настоящий дед, у него два внука и две внучки. Мы его поздравляем с этим событием.

28  августа 2015 года

Последние два дня Виктор Иванович Атласов сплавляется по реке Мезень без всяких приключений. Река красивая, течение не сильное, высокие берега то справа, то слева. Кроны деревьев то зеленые, то красные, то желтые. Начинается осень. Пасмурно. Температура и днем, и ночью – 10 градусов. За вчерашний день, 27 августа, путешественник проплыл почти 70 километров. У поселка Лешуконского был приглашен рыбаком Александром на уху, которую готовили здесь же, на берегу.  Говорили о тайге, в том числе и о ралли машин. Виктор Иванович поделился мнением, как инженер-дорожник, такую трассу могли пройти очень подготовленные автомобилисты и, физически не слабые. Для того, что бы пройти трассу, им пришлось рубить гати, мостить дороги, засыпать ямы, пилить бревна, которые перегораживали дороги, и растаскивать их. Спорт не из легких. Как стало известно Виктору Ивановичу позже, навстречу автомобилистам из Усть-Кымы двигался вездеход ГАЗ-66, который не смог пройти и первого на трассе подъема. Сошлись во мнении, что любой поход по тайге заслуживает уважения.

В поселке Юрома, пока Атласов ждал открытия магазина, что бы купить продукты, его пригласили на чай женщины из соседней пекарни. Увидели незнакомого человека, и пригласили. Угощали сладостями,  свежей выпечкой. Много говорили о жизни. Виктор Иванович охотно слушал их: давно не слышал человеческой речи, да еще необычной – архангельской. С людьми севера общаться интересно.

Через 79 километров Атласов приплыл в поселок Дорогорское. Незадолго до этого он прошел  пантонный мост, соединивший два берега реки Мезень. В середине моста проделаны ворота, через которые и проплыл путешественник на своей надувной лодке.  У поселка Дорогорское он заночевал. Сегодня он планирует доплыть до поселка Мезень, ознакомиться с его достопримечательностями и, после отдыха, утром, уже пешком, отправиться назад, к пантонному мосту. Затем его ждет дорога до поселка Пинега, это уже путь к Архангельску.

31  августа 2015 года

В  субботу, 28 августа, удалось связаться по телефону с Виктором Ивановичем Атласовы. Он рассказал, что его сплав по реке Мезень закончился удачно, хотя и не без приключений. К середине дня пятницы, проплыв  40 километров от поселка Догородское, Виктор Иванович понял, что проплывает город Мезень. Большой, более 10 километров, остров отрезает город от реки. Наш путешественник понял, что ему придется плыть к городу против течения реки, это было неприятным обстоятельством. И в этот момент произошло непредвиденное - течение реки замедлилось, а затем, река потекла в обратную сторону. Это был прилив из Белого моря. На приливе Виктор Иванович подошел к берегу, на котором расположился город Мезень, свенул свою надувную лодку, разложил по местам свой груз и, направился к городу. Идти пришлось по грязи. Через час вышел на сухое место в районе аэропорта. Виктора Ивановича у первых домов остановили двое, один из них полицейский. Попросили документы, поинтересовались, откуда и куда идет. Виктор Иванович объяснил, что пришел по воде с юга, не со стороны пограничной зоны. Его цель – познакомиться с городом. Задерживать нашего путешественника не стали, объяснили, как пройти в центр города.

Мезень, город не большой, жителей чуть больше трех тысяч. По меркам центра России – небольшой поселок. Раскинулся вдоль берега на 5 километров. Здания ухоженные, старинные, деревянные и современные, каменные. В.Атласов побывал в местном краеведческом музее. Экспозиция, в основном, по истории края. В этих местах люди селются давно, более 7000 лет.

После прогулки по городу – снова в путь. Дорога ведет вновь к поселку Догородскому. Сама трасса хотя и грунтовая, но поддерживается в хорошем состоянии. Дорога открыта недавно, всего 7 лет назад.  Не дойдя до поселка Заозерье двух километров, у ручья Великий, Виктор Иванович заночевал. Ночью температура была 2-3 градуса тепла. Небо звездное.

Утром он дошел до Догородского, переправился по пантонному мосту на другой берег Мезеня и направился пешком к поселку Пинега. Оттуда его путь лежит к Архангельску.

   

2  сентября  2015 года

Виктор Иванович Атласов, по его словам, прошел за последние четыре дня самую тяжелую часть пути. Вернее - утомительную, скучную, однообразную и не интересную, в позновательном плане.  Обычно путешественники надеются – за поворотом будет что-то очень интересное. На дороге от  реки Мезень и до поселка Пинега практически нет поворотов. Приходится идти по почти голому пространству, поросшему высоким кустарником и небольшими деревцами. Песок и зелень, тогда как за рекой Мезень были такие красоты и буйство красок. Дорога тоже утомительна. По щебенке насыпан песок. Идешь, как по пляжу - ноги проваливаются в песок, пока не упираются в острые камни. Ветер все дни дул в спину. Комары прячутся у груди и, постоянно жалят лицо. Автомашины поднимают тучи пыли, которые еще долго не доют путешественнику продышаться. На третий день пути, у поселка Кулой, появилась еще одна напасть – отсутствие воды. Здесь значительная возвышенность, речки и ручьи отсутствуют. Почти двадцать километров пришлось идти при жаре по безводной пустыне. Виктор Иванович ждал первого же ручья, чтобы заночевать. Но тщетно. Пришлось просить помощи у водителей проезжавших автомобилей. Остановил КАМАЗ, зная, что в таких грузовиках всегда есть канистра с водой. Увы, нашлость только поллитра воды в пластиковой бутылке. Остановил следующий грузовок. Таже ситуация. Останавливал все машины подряд. В конце концов, набрал литра четыре. Этого хватило кашу, чай, умыться после «пыльных» процедур и, на путь до ближашего источника воды.

Через четыре дня дороги добрался до поселка Пинега, который стоит на берегу реки Пинега. Большая деревня с деревянными домами. Есть музей, в котором, что приятно, берегут историю поселка.

Пройдя населенный пункт, в километре за ним, Виктор Иванович, с большим удовольствием, накачал резиновую лодку, ожидая завтрашнего путешествия по воде. Ночью был небольшой морозец. Отсутствие зимней одежды сказывалось на качестве ночного отдыха. Было холодно.

Река Пинега – река широкая, шире Оки, но мелководная. В воде много рыбы. Рыбаки здесь ловят на удочки и нахлестом, но не сетями. Атласов видел, как рыбак с берега вытащил крупного окуня. Так, по течению, будет продолжать Виктор Иванович свое путешествие, сначала до Северной Двины, а по ней, до Архангельска.  

 

 

 

 

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save