Авинов А.П. (1786-1854)

По данным энциклопедических словарей Александр Павлович Авинов, будущий адмирал флота России, путешественник, совершивший кругосветное плавание к берегам Северной Америки, исследователь Тихого океана, боевой офицер и военный деятель, родился 18 (30) марта 1786 года в деревне Василево, Касимовского уезда, Рязанской губернии * На самом деле, родился он в самом конце декабря 1784 или в первых числах января 1785 года.

Происходил он из древнего дворянского рода новгородских посадников Овиновых, которых в 1477 году князь Иван Третий за службу наделил землями в Касимовском уезде. Отцом будущего адмирала, был отставной кавалерийский подпоручик Павел Иванович Авинов, умерший еще до рождения сына в возрасте 28 лет.  Мать – Феодосия Васильевна Скуратова, родилась  в 1759 году в селе Юрино, Шацкого уезда, Тамбовской губернии. Военным моряком Александр Павлович стал благодаря родному дяде матери вице-адмиралу Николаю Сергеевичу Скуратову, участнику многих войн и сражений.  Александру Павловичу было 11 лет (1796 г.), когда он был определен в Морской кадетский корпус. В 16 лет Александр окончил корпус в звании гардемарина, совершил три кампании по Балтийскому морю. В числе лучших, был направлен в 1804 году волонтером в эскадру великого английского адмирала Горацио Нельсона.  9 октября 1805 года, в день грандиозного Трафальгарского сражения, А.Авинов был на корабле «Виктория» под командованием Нельсона, который в этом бою погиб. В 1807 году, после окончания практики на военных кораблях Великобритании, уже мичманом, Авинов вернулся в Санкт-Петербург. Служил на русских фрегатах у берегов Англии и Голландии, участвовал в морских сражениях с французами под Флиссингеном в 1814 году. Был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.
4 июля 1819 года — знаковый день для российского военного флота. В этот день в Кронштадте начались две морские экспедиции. Одна, Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Лазарева, отправилась открывать Антарктиду, другая — искать северный морской путь из Тихого океана в Атлантический. В этой экспедиции, под общим руководством М.В.Васильева, шлюпом  «Благонамеренный» командовал Г.С. Шишмарев. На шлюпе «Открытие»,  командиром которого был сам капитан-лейтенант  М.Н.Васильев, в качестве старшего офицера находился лейтенант  Александр Павлович Авинов.  Все экипажи кораблей были укомплектованы опытными моряками-добровольцами.

Шлюпы в ходе всего путешествия старались держаться вместе. Получив в английском порту Портсмут навигационное оборудование, экспедиция отправилась в порт Рио-де-Жанейро (Бразилия), а оттуда, пересекая Атлантику, прошли к мысу Доброй Надежды. Дальнейший их путь пролегал в порт Джексон (Сидней). Переход оказался очень затруднительным, из-за сильных штормов и из-за постоянных ожиданий тихоходного шлюпа «Благонамеренный». В ходе всего перехода от Бразильских берегов постоянно велись научные наблюдения – так близко к южному полюсу еще не проходила ни одна российская экспедиция. В Австралии моряков ждал отдых: экскурсии во внутренние районы материка, знакомство с природой и людьми.  Экипаж собрал коллекции растений, птиц, минералов, описал геологию страны.  От Сиднея группа кораблей шла курсом мимо островов Фиджи, Уэллиса и Маршалловых. 13 мая 1820 года, на подходе к Камчатке, шлюпы разошлись курсами: «Благонамеренный» — на о. Уналашка, «Открытие» — в Петропавловский порт. В дальнейшем, в июле, планировалось встретиться в заливе Коцебу. После посещения Петропавловска и встречи в заливе,  корабли направились выполнять свою главную задачу — поиск северного прохода из Баренцева моря в Атлантику. Продвигаясь на север по Чукотскому морю по полярным водам, шлюпы начали лавировать среди льдов. Идти группой не удавалось, пришлось действовать самостоятельно. Шлюп «Открытие», следуя вдоль американского берега к северу, 29 июля достиг  7° 6? с.ш. и 166° 8? в.д., где встретил там льды. Хотя М.Н Васильев не считал их сплошными, но, не имея при себе хорошего баркаса, для исследований на малых глубинах, и стесняемый туманами, решил возвратиться.  Наступала зима, пора было возвращаться в Ново-Архангельск. Прибыв в столицу Русской Америки, командиры осознали, кораблям требуется ремонт. Провести его решили в Сан-Франциско. Но перед уходом  из Ново-Архангельска,  Васильев М.Н. поручил лейтенанту Игнатьеву на местной верфи построить бот. 27 октября корабли вышли в Сан-Франциско, где провели необходимые ремонтные работы и перезимовали. Пока было время, составили точную карту бухты Сан-Франциско и расположенного севернее Форт-Росса. В феврале 1821 года шлюпы пошли на Гавайские острова за продуктами. Наступала весна, корабли вновь двинулись на север.

М.Н.Васильев, прибыл в Ново-Архангельск и, приняв уже построенный бот, направился к о. Уналашка.  Здесь было принято решение: более тихоходный корабль Г.С.  Шишмарева направить к побережью Северной Чукотки, искать проход в Атлантику  через открытое море; в это же время Васильев будет пытаться это сделать вдоль берега Аляски. 26 июня корабли вышли из Уналашки. У западного берега Аляски Васильев открыл остров Нунивак и, пока его описывал, поручил лейтенанту А.Авинову, командовавшему ботом, снять на карту береговую часть американского континента между мысами Невенгалом и Дерби. Задача была объемная и трудновыполнимая из-за постоянных штормов и сильного ветра. Тем не менее, Авинов приступил к выполнению приказа.  М.Н. Васильев, выполнив все работы по описанию вновь открытого острова, вернулся за Авиновым, но в обусловленном месте его не нашел. Поджимаемый временем, он решил направиться дальше. Пройдя через Берингов пролив в Чукотское море, командир вновь попал в тяжелые льды. Корабль едва не раздавило. Только самоотверженная работа экипажа спасла  «Открытие». Корабль повернул назад и 9 августа вышел из Ледовитого океана.  Васильев пытался искать Авинова  у мыса Дерби и у острова Стюарта. Получив, от местного населения,  данные, что никакие корабли в этих водах не появлялись,  направился в Петропавловский порт на Камчатке. Здесь он нашел бот и самого Александра Авинова, который описал часть побережья к северу от мыса Невенгали, но вынужден был работы прекратить, так как у экипажа началась цинга и бот оказался плохо управляемым. Тем не менее А.Авинов,  за два месяца, выполняя картографические работы, смог пройти по указанной ему широте весь Восточный океан от Аляски и до Камчатки.  При этом в координатах 59° 43? с.ш. и 204° 5? в.д., открыл  мыс, который позже был назван в его честь — «мыс Авинова».

Не менее драматично проходило плавание  Г.С. Шишмарева. Шлюп,  двигавшийся  ближе к Чукотке, все время сносился ветром к побережью и на широте 70° был затерт льдами. Только через сутки ветер переменился, и корабль освободился из плена. Экипажу пришлось отказаться от попыток отыскать северный проход в Атлантику.
Корабли 2 отрядов встретились в Петропавловском порту, откуда 15 октября они направились на Гавайские острова, 20 декабря — к мысу Горн и, обойдя его, через Рио-де-Жанейро и Копенгаген, 19 августа 1822 года прибыли в Кронштадт. Таким образом, кругосветное путешествие Александра Авинова, длившееся 3 года и 4 недели, закончилось. Авинов получил звание капитан-лейтенант и продолжил восхождение к адмиральским погонам.

Дом Александра Авинова часто посещали друзья детства, такие же, как и он, кругосветные путешественники: братья-адмиралы Лазаревы, Ф.Ф.Белинсгаузен, А.А.Дурасов, М.Н.Станюкович, Эти встречи проходили на глазах его шести сыновей, что не могло не сказаться на их тяге к путешествиям. У каждого из них была своя судьба. Сын Сергей стал генералом от инфантерии, Николай – генерал-лейтенантом, Федор – генерал-майором, Митрофан – полковником. Лейтенант флота Василий погиб в совсем молодом  возрасте. А вот Александр, как и отец, стал мореплавателем и участником кругосветных плаваний.

*) – просмотром метрических книг ГАРО, ни время, ни место рождения, архивными материалами не подтверждается.


Старший научный сотрудник
Рязанского музея путешественников
Попов Николай Семенович
18 октября 2015 года