Архивные поиски ч.2

Музейный проект «Герои земли рязанской: кругосветный путешественник Александр Павлович Авинов». 

Александр Павлович Авинов. Детство. Загадки.

Архивные поиски по Шацкому  уезду, Тамбовской губернии.

     В метрической книге  Рязанской епархии Шацкого уезда, Конобеевского заказу, села Юрино, церкви Святых мучеников Юлора и Лавра за 1766 год  обнаружены две записи.  В графе «Бракосочетающиеся» от 12 ноября: - « …помещика  села Юрино Василия Сергеева сына Скуратова дворовый человек Савелий Михайлов сочетался первым браком со вдовой Варварой Сергеевой дочерью».   В графе «Об умерших»  от 3 августа: - « … помещика Василия Сергеева сына Скуратова умер дворовый человек Яков Михайлов 36 лет».  (1)   Поскольку, никакие другие помещики  с  именем  Василий   в селе не проживали,  имениями не владели,  логично сделать вывод, что Феодосья Васильевна  Авинова была из рода Скуратовых.    Василий Сергеевич был ее отцом и дедом Александра Авинова.   Теперь стало понятно, что фраза из сборников, словарей и энциклопедий должна была выглядеть так: - « Определен был дядей матери, вице-адмиралом Скуратовым, в морской корпус, при Павле I». На самом деле  вице- адмиралу  Александр Авинов, приходился внучатым племянником.    Осталось найти доказательства того, что  вице-адмирал Николай Сергеевич Скуратов проживал в деревне Юрино.   При дальнейшем изучении метрических книг  Шацкого уезда данных по адмиралу найти не удалось.  Это и логично, Николай Сергеевич родился в 1741 году, уехал служить на флот 1756 году, за  этот  период  метрических  книг  не сохранилось.  Но это не значит, что все кануло в лету. Удалось  обнаружить  в ЦВМА  Мо РФ запись о том, что Николай Скуратов является  дворянином  Шацкого уезда Тамбовской области.  (2)  Все еще найдется.

     Теперь о других находках.  С селом Юрино граничит большее по площади и населению село Коверино. Несколько помещиков села Юрино владели  имениями и в Каверино. Среди них была и Елена Феопентьевна Скуратовы. Первоначально данные о ней появились  в  1774 году в книге Рязанской  епархии,  Шацкого уезда,  Конобеевского заказа,  села Каверино,  церкви Николая Чудотворца.  Запись от 19 января 1774 года: - «… в селе Каверино,  в вотчине помещицы вдовы майорши Елены Феопентьевой дочери Скуратовой венчались крестьяне …».   (3)    Ни в Тамбовской, ни в Рязанской, ни в других губерниях,  начиная с петровских времен, не было дворян Скуратовых  с именем Феопент.  Следовательно, женщина приобрела эту фамилию после замужества. Вероятно,  она была женой умершего после 1766 года Василия Сергеевича Скуратова, бабушкой Александра Авинова.  Последнее упоминание о ней  произошло  28 ноября 1806 года. (4)

Карта Менде. 1850 год.

      В 1783 году в селе Каверино появились два новых  помещика. Первый -  Николай Васильевич Скуратов.  В метрической книги церкви села Каверина имеется запись от 15 июля: - « помещика Николая Васильева сына Скуратова у крестьянина Козьмы Авдеева родилась дочь Ефимия». (5) Вероятно,  это брат Федосьи Васильевой Авиновой. 

      Второй – Павел Иванович Авинов.  В разделе «Об умерших»: - « 9 июня 1783 года помещика села  Каверино Павла Авинова умер крестьянин Степан Дорофеев – 4 лет;  4 августа помещика Павла Авинова умер крестьянин Дорофей Трофимов – 26 лет». (6)  По всей вероятности оба помещика  вступили в наследство    

     В следующем , 1784 году, по селу Каверино имеются записи в разделе «Об умерших»: - «14 июля 1784 года у помещика Павла Иванова сына Авинова умер крестьянин Игнатий Михайлов, 13 лет, утонул;  7 августа умер того же помещика крестьянин Прокотин Иван, 46 лет».  (7)  С этого момента появилась нестыковка.  В Метрических книгах  Касимовского уезда жена Павла Ивановича  - Феодосья  Васильевна, значится как вдова, а, по Шацким книгам – ее муж  здравствует.  Здесь нет противоречий. Во многих метрических книгах  имеют место записи о том, то помещик умер в самом начале года, но до конца года на него записываются все рожденные и умершие крестьяне. Это связано с тем, что налоги по имуществу, а крестьяне являются имуществом помещика, выплачиваются по концу года на основании окладной книги, где указывается владелец имения. Пока владелец имения не поменялся, он остается номинальным собственником,  вне зависимости от того, жив он, или умер.

    Предположение, что Феодосья Васильевна  рожала сына в Каверино, в семейном кругу, в окружении матери и брата, имеет под собой основу, но по метрическим книгам  не подтверждается.  В ГАРО отсутствуют книги  по селам Юрино и Каверино за 1785 и 1786 года.

     Не обнаружено таких материалов и в Государственном архиве Тамбовской области, куда пришлось выехать для установления  Скуратовых, проживавших в Шацком уезде.

     В Тамбовской губернии проживало две ветви рода Скуратовых. Одна, наиболее многочисленная  ветвь – в деревне Архангельское (Большой Ломовис),  Моршанского уезда.  Вторая – в селах Юрино и Каверино, Шацкого уезда.

     В материалах Тамбовского дворянского депутатского собрания имеется дело  о дворянстве   Скуратова Н.В.  В хранящемся в деле списке, предоставленном  Шацким уездным предводителем, указывается, что подполковник Николай Васильевич Скуратов, 46 лет, имеет пребывание в  Шацком уезде в селе Юрино. Холост. По 6-й ревизии (1811), состоит за ним в Тамбовской губернии, в Шацкой округе, по селам Юрино и Каверино, 46 душ кретьян. (8)

    В деле хранится и его прошение о приеме во  дворянство, к которому приложены подлинные документы о заслугах его рода.  Прилагается Указ из военной канцелярии, выданный деду его,  Сергею Никитину сыну Скуратову. В Указе сообщается, что: - « по Указу Великого государя, царя и князя Петра Алексеевича всея  Великия и Малыя и Белыя Руси Самодержца,  дан сей Его Великого Государя Указ по Военной канцелярии  ланц милицейского Кривцовского полку поручику Сергею Никитину сыну Скуратову.  После назначенного Великим государем генерального смотра, проведенного 23 июля 1717 года, указано.   Поскольку в ланд милицию, в  полки офицеров не требуется, то по Указу Великого государя и по приказу тайного советника,  генерала князя Якова Федоровича Долгорукого, отпущен Скуратов  в  дом  свой,  до указу.  А как в том полку таких чинов офицеров требоваться будет, то его вызвать немедленно. И что ему к службе быть во всякой готовности.  О том у него в военной канцелярии взята сказка, за рукой его приложенная». (9)

     Полк солдатский рязанского дворянина подполковника  Артемия  Фадеевича  Кривцовского (Кривцова), сформирован в 1703 году в Москве из даточных людей.  В 1703 году  был направлен в Киев, а оттуда в Польшу и Саксонию, где до 1707 года  действовал в составе русского "помощного корпуса". Затем преобразован в полк "для учения новоприборных солдат и драгун".  В 1713 году  переформирован в одноименный ландмилицкий полк.  В 1714 году был распущен по домам, а в 1719 году – расформирован. (10)   Таким образом, еще  при Петре Великом, Сергей Никитович Скуратов был поручиком, в начале, в пехотном а, затем,  ландмилицейском полку.

     Следующий  документ, патент, подписанный императрицей Елизаветой, говорит о том, что сын Сергея Никитича  - Василий Сергеевич Скуратов, состоял на должности в Лейб-гвардии карасирском  Его Королевского Высочества Великого князя Петра Федоровича  полку поручиком,  за ревностную службу, 12 ноября 1747 года,  был принят в Лейбкомпанию (личную охрану Елизаветы), рядовым гренадером. (11)   

 

Лейбкомпания – рота гвардейцев-преображенцев  (более техсот человек),  известна тем, что  помогла Елизавете захватить трон.  Все триста офицеров и солдат, те,  кто не были дворянами, ими стали. Лейб-компанейцы получали поместья в Пашехонском уезде Ярославской губернии и особые дворянские гербы.  Василий Сергеевич не имел такого герба, так как уже до приема в Лейбкомпанию был дворянином.  После отставки, лейбкомпанейцы имели право на получение звания майора.  

     Братом Василия Сергеевича, очевидно, является вице-адмирал Николай Сергеевич Скуратов.

     Как видно из других документов дела о дворянстве Скуратова Николая Васильевича, сам он после отставки подполковником в 1803 году, постоянно проживал в селе Юрино.   Был он пехотным офицером, тем не менее,  участвовал в морских сражениях, так как служил на гребном флоте и участвовал в десантах.  В его послужном списке указано: - « был в походах в 1788 году на корабле «Победослав», в  1789 году на средней канонерской лодке, а  потом на полуприме «Леопард», 28 июня 1790 года,  на бомбардирском  каторе, участвовал  в сражении против шведов».  (12)   

Эти лаконичные фразы не раскрывают всего существа дела.

    22 августа 1789 года шведский флот общим числом 49 кораблей укрылся на Роченсальмском рейде среди островов возле современного финского города Котка. Шведы перегородили единственный доступный для крупных судов пролив Роченсальм, затопив там три судна. 24 августа 86 русских кораблей начали атаку с двух сторон. Южный отряд  в течение нескольких часов отвлекал на себя основные силы шведов, в то время как с севера пробивались основные силы русского флота. Корабли вели огонь, а особые команды матросов и офицеров прорубали проход. Через пять часов Роченсальм пролив был расчищен, и русские ворвались на рейд. Шведы потерпели поражение, потеряв 39 кораблей. В этом – Первом Роченсальмском сражении, принимал участие Николай Васильевич Скуратов. Именно он,  был в числе тех, кто прорубал проход.    

          В июне 1790 года на Балтийском море произошло еще одно сражение  двух русских эскадр со шведским флотом - Выборгское. После Красногорского сражения шведский флот укрылся в Выборгском заливе. Следом подошли русские эскадры, которые блокировали шведам выход из залива.  После почти месячной осады к соединенному флоту подошла также русская гребная эскадра, которая,  21 июня самостоятельно атаковал шведский флот в бухте, не согласовав свои действия с командующим флотом Чичаговым. В ходе боя шведы решились на отчаянный прорыв.  В ходе ожесточенного боя 22 июня шведский флот, понеся серьезные потери (7 линейных кораблей и 3 фрегата), прорвал строй русских эскадр и ушел на свою базу в Свеаборге. После этого шведский парусный флот больше не предпринимал активных действий.

         И в этом сражении принял участие Николай Васильевич Скуратов.  А его дядя – Николай Сергеевич, получил, за успешное командование линейным кораблем «Царь Константин»,  звание контр-адмирала.

         В этих двух сражениях проявил храбрость другой морской дисантник – майор Логгин Иванович Голенищев-Кутузов. В 1796 году он руководил Морским кадетским корпусом, о поступлении в который недоросля Александра Авинова хлопотал вице-адмирал Николай  Скуратов и, очень вероятно, дядя -  капитан Николай Скуратов.  Эта тема детально еще не разрабатывалась, но заслуживает внимания.

         Морской кадетский корпус был одним из самых аристократических учебных заведений.  Принимались в корпус только следующие категории лиц:  дети флотских офицеров;  дворяне, внесенные в 4, 5, и 6-ю части родословных книг (т.е. иностранного происхождения, титулованные и могущие доказать принадлежность своего рода к дворянству до 1685 г.);  дворяне великого княжества Финляндского и трех прибалтийских губерний, имеющие не менее чем 100-летнее дворянство;  дворяне Царства Польского;  дети особ первых 4 классов. (13)  Александр Авинов подпадал только под  две первые категории. Только вот незадача – к тому времени, не было у него официально оформленных документов на принадлежность к дворянскому роду Авиновых. Оставалось только одно, что бы в роду был флотский офицер. Таким человеком мог быть только двоюродный дед контр-адмирал Николай Скуратов. Был и еще более близкий родственник – дядя Николай Скуратов, но он формально был пехотным офицером, хотя и участником морских сражений.  Хотя, и в то время уже пользовались личными связями.  Возможно,  именно протекция дяди перед своим сослуживцем по десанту в Роченсальском сражении, руководителем Морским кадетским корпусом Голенищевым-Кутузовым, и сыграла решающую роль. 

     При изучении рода Скуратовых выяснился еще один факт. Контр-адмирал Николай Скуратов, после окончания войны со шведами, оставался  как бы,  не у дел. На декабрь 1796 года он командовал в Кронштадте Штурманской ротой.  (14) Эта рота представляла собою учебное заведение для подготовки штурманов русского флота. Почему контр-адмирал Скуратов, будучи сам руководителем морского учебного заведения, не взял к себе на обучение внука? Неужели боялся, что его обвинят в использовании служебного положения?  Думается, все было проще.

     Только со второй половины XIX века военно-морские учебные заведения, готовившие штурманов, получили право выпуска своих воспитанников с  первым офицерским чином. В 1796 году Штурманская рота выпускала специалистов, которым нужно было еще долго слудить до офицерского звания. Проще было обратиться к коллеге Голенищеву-Кутузову.

     Продолжая изучение метрических книг по Шацкому уезду.  Устанавливаю, что после последнего упоминания о помещице Елене Феопентьевой Скуратовой в  декабре 1806 года, в книгах значится, среди фамилий других помещиков сел Юрино и Каверино,  только один из рода   Скуратовых -  Николай Васильевич.   И вот, в  записи от 30 июля 1812 года, замечаю знакомые, по Касимовскому уезду, имя и отчество.  « У помещицы села Каверино Феодосьи Васильевой дочери Гречишниковой у крестьянина… ».  (15) 

Теперь у  Феодосьи Васильевны навая фамилия, теперь она не Авинова, а Гречишникова.  За ней, как за Гречишниковой, в селе Каверино, Шацкого уезда,  а, с 1821 года, и в селе Юрино, имеются имения.  (16) Вывод проще не бывает -  вышла замуж.  Следовательно, не полным сиротой воспитывался  Александр Авинов, а при живой матери. Как сложилась ее судьба, кем был ее новый муж, где они жили - это тема нового исследования.

Примечания:

1.       ГАРО. Ф. 627. Оп.255 б. Д. 3, № 362.

2.        ЦВМА МО РФ. Ф.406. Оп.7. Д.33. Л.23.

3.       ГАРО. Ф. 627. Оп.255 б. Д.9. № 678.

4.       ГАРО. Ф.627. Оп.255 б. Д.25. № 82.

5.       ГАРО. Ф.627. Оп.255 б. Д.17. № 762.

6.       Там же.

7.       ГАРО. Ф.627. Оп.255 б. Д.18. №841.

8.       ГАТО. Ф.161. Оп.1. Д.1393. Л.5.

9.       Там же. л.2.

10.    М.Д.Рабинович. Полки Петровской армии. 1698-1725 гг. Краткий справочник. Издат. «Советская Россия». М. 1977 г. С. 344.

11.   ГАТО. Ф.161. Оп.1. Д.1393. Л.3.

12.   Там же. Л.4. 4 об.

13.   С.В. Волков. Русский офицерский корпус. swolkov.org & swolkov.narod.ru © С.В. Волков 

14.   Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 44. Книга штатов: Отд. 2. С. 172-173.

15.   ГАРО. Ф.627. Оп.255 б. Д.29. № 58.

16.   ГАРО. Ф.627. Оп.255 б. Д.30. №60; Д.32.№41; Д.33. №18; Д.34. №12; Д.35. № 11; Д.38. №15.

 

Старший научный сотрудник МБУК «Рязанский музей путешественников»

Н.С.Попов

20 января 2016 года