Путешествие на Тянь-Шань. 2014.

День первый

17 июня, в 9.00, Атласов В. И. вышел на связь. Он сообщил, что после последнего телефонного  разговора, ему удалось пройти по реке еще 100 километров. После поселка Урицкое, через 35 километров, была пройдена деревенька Хатын-Тумул. В ней всего 5 домов и метеостанция. Складывается впечатление, что метеостанции во многих районах Якутии и Забайкалья, являются деревнеобразующими предприятиями. Погоду хочется знать всем.

Через час Виктор Иванович остановился на ночевку. Ночь была теплая и светлая.

Утром путешествие продолжилось. Километров через двадцать пройдена была деревня Марха, около 40 домов у устья одноименной речки.

Путешествие стало напоминать езду в автомобиле по хорошей дороге – рули веслом и смотри по сторонам, а течение тебя само несет в нужном направлении. Таким образом, вдоль правого берега, Виктор Иванович к обеду «проехал» еще 50 километров и вышел к деревне Саныяхтах. Крупный населенный пункт, домов в нем около восьмидесяти. Видны магазины. Отсюда и удалось связаться с Рязанью.

Деревня когда то была важным пунктом на старой якутской конной тропе, идущей к г.Алдан и железной дороге.

В 20-ти километрах ниже деревни Саныяхтах,  Атласов должен проплыть мимо острова Еловый с маленькой деревенькой Еловкой на нем.  Остров большой – протяженностью почти 10 километров. Здесь Атласов и остановится на ночлег, пройдя за день почти 120 километров.

Впереди Атласова ждут «Ленские столбы» и 20-ти километровые по ширине лабиринты из русел, проток и озер, где легко можно заблудиться.

День  второй

18 июня. Ночь выдалось теплая.  Атласов В. И. решил не останавливаться на ночлег у острова Еловый и продолжил свой сплав на лодке. День выдался солнечный. Температура в тени более 30 градусов. На реке полный штиль. Полчища мошки загоняют Виктора Ивановича почти на середину реки. Ехать пассажиром в лодке, смотреть по сторонам и ничего не делать удалось не долго. Русло реки начало растекаться по долине, скорость течения резко упала. Пришлось налечь на весла. За большим островом Еловый,  река стала еще шире, настолько, что обозначенная на карте деревня Малыкан, осталась незамеченной – до нее было почти 5 километров.

В двадцати километрах от Малыкана,  на правом берегу, должна была располагаться еще одна деревня, но ее уже нет. Когда-то люди, жившие в деревне, имели возможность ежедневно любоваться  противоположным берегом сказочной красоты. Это пятнадцатикилометровая, высокая,  красно-желтая стена.  Стена заканчивается у деревни Исить. По историческим хроникам, она основана еще в 1743 году. В это время здесь работал один из отрядов Великой северной экспедиции, шло изучение сибирских земель, поиск полезных ископаемых.

Через 20 километров, на левом берегу Лены, вновь  появляется красно-желтая стена, но, на половину меньше предыдущей. Через пять километров путешественник прошел мимо села Кытын-Дюра. Русло стало еще шире, появились крупные острова. Еще через тридцать километров Виктор Иванович прошел село Эдей. Село большое, около ста домов, но рассмотреть его хорошо не удалось, до него было почти 5 километров. Затем было село Ат-Дабан. За ним начинается природный парк и его жемчужины – две стены больших «Ленских столбов». Согласно правилам, на территорию этого парка нельзя входить,  но Атласов этого не знал и, высадился на берег. Но перед этим он наблюдал, как из-за поворота реки на него наползала стена, похожая на крепостную. В начале, в стене были заметны только «бойницы», но дальше все стало походить на столбы. Вот тогда любопытство пересилило, интересно было, из чего сотворена эта стена. Путешественник высадился, поднялся к столбам и выяснил, что столбы сделаны не из известняков, а из материала более твердого. Собранные им камни теперь будут украшать не только его личную коллекцию, но и фонды «Рязанского музея путешественников».

Первая стена столбов закончилась у поселка Синск. Это большой поселок, здесь живет почти тысяча жителей. От него река Лена делится на два русла с островами между ними.  Левое - очень мелкое русло. Атласов идет по правому берегу, по глубокому руслу.

Во время телефонной связи, путешественник как раз подходил ко второй стене «Ленских столбов».  Эти столбы были значительно выше, не менее пятидесяти метров. Настоящие одиноко стоящие исполины. Пройдя вдоль них почти 30 километров, Атласов В.И. остановился на ночлег у села Чкалов, в месте, где «Ленские столбы» закончились. Это его вторая ночевка на берегу Лены. Здесь с ним и удалось связаться второй раз за день.

По реке Лене пройдено 430 километров.

День третий

Ночь на 19 июня  Атласов В. И. провел на берегу острова, напротив поселка Чкалов. Ночью был  небольшой ветер, который не позволял властвовать комарам и мошке. Утром с реки на берег шел довольно серьезный накат, река шумела волнами. Но затем, как-то сразу, все успокоилось.

Сегодня у Атласова сплав,  по разлившейся на два русла и множество рукавов могучей реке Лене.  Все достопримечательности теперь будут располагаться на левом русле реки, вернее, на ее пологом берегу, недоступном обзору Виктора Ивановича. Здесь к достопримечательностям относятся населенные пункты. Почти все они появились в середине 18-19 веков, в период освоения этого региона русскими. Так село Еланка, основанное в 1830 году, было почтовой станцией, то есть вокзалом для ямщиков. Ныне нежилая деревня Тойон-Ары, старше почти на сто лет, ее основали в 1743 году, как ямскую станцию.

К обеду Атласов вышел на место впадения в Лену реки Буотама.  Река в своем устье намыла большую песчаную дамбу и  заставила два русла соединиться в одно. Это произойдет недалеко от поселка Бестях. Здесь Виктор Иванович покинул правый берег реки и держится левого. Маневр этот необходим – начинается промышленная зона и нужно искать, где остановиться на ночлег. В ходе утреннего сеанса связи в 7.00 обсуждалось, что удобно это сделать за Мохсоголлохом, оживленным грузовым портом, через который вывозится продукция, работающего здесь цементного завода. Населенный пункт большой, на  берегу уже не деревянные избы, а 4-5-этажные дома. Городок основан в 1964 году. Живут в нем почти 7000 человек.  Но найти место для ночлега будет совсем не просто – Мохсоголлох буквально слился с другим городом левого берега, с Покровском.

В старину на месте, где сейчас расположен город Покровск, как говорят справочные материалы, был караульный пост Тыгын Дархан. Отсюда, с высокого мыса, открывалась, широкая панорама реки и, как на ладони, хорошо было видно движение по реке вверх и вниз по течению. И местность называлась Хоруол тумус — Караульный мыс. Годом основания считается 1682, в котором произошло последнее восстание хангаласских якутов против казаков. Доведенные до отчаяния непомерными поборами царских наместников, якуты выступили с оружием в руках.  Восстание было подавлено 1 октября, в Покров день.  По этому поводу казаки установили на высоком караульном мысу  большой деревянный крест, названный Покровским.

В 1703 году,  отшельники из Якутского Спасского монастыря основали здесь новую обитель, названную Покровской пустынью. В 1720 году здесь была построена церковь. Вскоре она сгорела. На её месте осело несколько семей русских крестьян.

Поселение затем стало ямщицкой станцией приленского тракта. Такова история создания города. Сейчас в нем проживает 8000 жителей.

Через город проходит оживленная автомобильная трасса на город Якутск,  по ней  будет проходить дальнейший путь Виктора Ивановича. Он истосковался по езде на велосипеде.  Кроме того, последние километры до Якутска, по реке, проходят по такому количеству русел, проток, рукавов, что в них можно просто заблудиться.

У Виктора Ивановича в запасе есть и второй вариант, выйти на берег еще до поселка Мохсоголлоха и на велосипеде, по дороге начать движение на Якутск через Покровск. Это будет значительно быстрее, чем плыть на лодке, но тогда место ночлега будет выбрано уже на автомобильной трассе. Об этом мы узнаем сегодня, во время очередного сеанса связи в 15.00., когда и будет разбит небольшой лагерь для ночного отдыха.

День четвертый

Сегодня утром, 20 июня,  Атласов В. И. путешествие продолжил по земле. Ночевка прошла удачно, никто не тревожил. Утром поднялся ветер, который поднял волну на реке, ил и песок у берега, и, как следствие — не удалось запастись питьевой водой на дальнейший путь.

На 7.00 утра, когда проходил сеанс телефонной связи, Виктор Иванович  прошел город Покровск. Скорость движения на велосипеде на половину выше, чем на лодке. В начале, дорога, идущая на Якутск от поселка Бестях, была разбита, сейчас же, это отличная трасса. Единственный недостаток – негде набрать обыкновенной питьевой воды. А вокруг: жара под 30 градусов, оводы и слепни. По дороге идут потоком машины, все больше «японки», наши вездеходы – УАЗы, крайне редко.

От долгого пребывания на воде велосипед стал сильно скрипеть, или вода попала в подшипники, или под сильным солнцем вытекла вся смазка. В Якутске нужно будет провести техобслуживание.  Кстати, вчера вечером, при осмотре, выяснилось, что весла на лодке по многих местах надломились и требовали ремонта. Пришлось их клеить. Виктор Иванович — опытный путешественник: в экспедицию взял запасную пару весел. з расчета скорости движения, Атласов мог бы сегодня, к вечеру, приехать в Якутск, но решил задержаться, отдохнуть, привести себя в порядок.

Завтра, в 10 утра, в Якутске Виктора Ивановича будет встречать корреспондент газеты «Комсомольская правда – Якутск» Мария. Эта встреча станет возможной благодаря стараниям редакции газеты «Комсомольская правда – Рязань» и, особенно, журналиста газеты Виктора Гракова. Корреспондент Мария обещала провести Атласова по музеям Якутска и переслать в Рязань все отснятые им фотоматериалы. Скоро мы увидим интересные фотографии.

День  пятый – седьмой

21 июня, после обеда, Атласов В. И. неожиданно попал на праздник. Когда он проехал поселок Алахан-Ан, это в пятидесяти километрах от Якутска,  основная дорога была перекрыта ГИБДД. Весь транспорт направляли в обход. Впереди стояли толпы людей. Виктор Иванович понимал, что эти люди собрались, вероятно, не для того, что бы встретить его. Люди садились в автобусы и продолжали движение дальше, оставив свои машины под надзор полиции. Атласов проехал на велосипеде еще километров пять. Людей становилось все больше и больше, значительно больше десяти тысяч человек. Настроение у них было приподнятое, они танцевали и  пели. Вокруг стояли юрты, деревянные помосты. Это был праздник. Нашему путешественнику рассказали, что он попал на республиканский национальный праздник Ысыаха Олонко, посвященный якутскому героическому эпосу. Это праздник жизни, единства человека с природой, когда человек благодарит природу за щедрость. Оказывается Виктор Иванович въехал на территорию этнографического комплекса   «Орто Дойду», расположенного в сорока  километрах от города. Тысячи людей съехались сюда на два дня со всей Якутии. То там, то здесь, можно было увидеть театральные представления, по эпосу Олонхо. Слышались эстрадные и народные песни, проходили спортивные соревнования борцов, лучников, проводились скачки. Весело и с пользой провел Виктор Иванович время. Заночевал уже перед самым городом.

На утро у Виктора Ивановича была назначена встреча с журналистом «Комсомольской правды –Якутия». Мария запаздывала. Атласов ждал ее в самом центре Якутска у памятника Ленину. В телефонную трубку было слышно, что он наряду с разговором по телефону, с Рязанью, рассказывает окружающим его людям о своем путешествии и показывает фотографии. Как выяснилось, Виктор Иванович надел на себя фирменную майку с эмблемой экспедиции – «Рязань – Петропавловск-Камчатский», чем вызвал интерес к себе со стороны отдыхающих на центральной площади города.

В 15.00, когда в Якутии уже была ночь, с Атласовым удалось связаться по телефону еще раз. Он сообщил, что с журналистом Марией гулял по городу, посетил центральный музей города – Якутский Государственный объединенный музей истории и культуры народов севера им. Е.М.Ярославского.  Прослушал очень интересную лекцию по истории города и Республики Саха (Якутии). Не забыл Виктор Иванович и о своих обязанностях, как члена ученого совета «Рязанского музея путешественников»,  и особое внимание уделил установлению профессиональных связей и контактов в целях создания в Рязани большой научной музейной экспозиции по освоению Полярного Севера нашими путешественниками – рязанцами.  Наконец-то были отправлены в Рязань и все фотографии, сделанные Атласовым на пути из Читы в Якутск. День был суетливым. В конце дня ему пришлось  проехать около 40 километров, почти  в том же направлении, откуда он утром приехал в Якутск,  чтобы выбраться у поселка Табага на берег Лены.  

На ночевку Виктор Иванович остановился, как всегда, в палатке за городом. Было жарко, кушать не хотелось.

22 июня  нашего путешественника ожидала переправа от Табагинского утеса (мыса), на правый берег реки Лены, в район поселка Ханталай.  Табагинский утес самый большой в этой местности, по прикидкам Виктора Ивановича, высотой не менее150 метров. Ширина реки Лены в этом месте минимальная, по здешним меркам,  всего около двух километров. В этом узком месте, на правый берег реки,  переброшена высоковольтная линия электропередач, планируется построить железнодорожный и автомобильные мосты.

Переправа должна была пройти рано утром,  но перед рассветом поднялся северный ветер, он поднял большие волны и, сорвал планы путешественника.  Планируемый небольшой отдых на правом берегу, превратился в десятичасовое сидение, на левом.  Почти к ночи ветер начал стихать и удалось выйти на воду. В момент телефонной связи, в 21.00, Виктор Иванович прошел середину реки и попал в прибрежную зону, где не было ни ветра, ни течения, ни телефонной связи.  Как выяснилось утром, по реке было пройдено двадцать километров.

23 июня, 7.00 утра. К этому времени Атласов В.И. с берега реки вышел на автомобильную трассу, прошел поселок Нижний Бестях. На 37-м километре пути, у поселка Тектюр,  дорога резко свернула на восток. Через семь километров Виктор Иванович, по сто метровому мосту, переехал через реку Суола. Река единственная в этом регионе, в отличие от озер, которых разбросано здесь по нескольку на каждом километре. 

В этом месте  была осуществлена первая попытка связаться с Атласовым В. И. по телефону, попытка оказалась неудачной. Только в 10.00 по московскому времени удалось поговорить.  После обеда путешественник проехал крупные поселки Тумул, Тюнгюлю. Это своеобразный центр коневодства в Якутии.  Здесь очень мощный центр связи. После поселков дорога стала больше гравийной, чем асфальтированной.  Если до поселков, рядом с дорогой, видны были болота и мелкий лес, то теперь вдоль трассы стоят высокие хвойные деревья.  Погода стала меняться, жара спала, ехать стало комфортнее.

В планах путешественника сегодня проехать село Нуорагана, затем,  километров через десять, на берегу безымянной речушки, планируется ночлег.

День восьмой

День 24 июня начинался почти хорошо. С утра и до обеда удалось проехать  50 километров. По правде сказать, дорога была не сахар, в смысле, как стиральная доска – твердая, с торчащими мелкими и крупными острыми камнями.   Скорость была небольшая, приходилось беречь шины велосипеда. А мимо просто пролетали вездеходы УАЗ -3303, в обиходе «буханки» или «таблетки». Или  у них была только одна педаль газа, или все водители здесь Шумахеры, причем чем старше водитель, тем больше он Шумахер. На глазах у Атласова В. И. у одного УАЗика на ходу отвалилось колесо. Водитель вышел из машины, прикрутил его и поехал дальше. Даже глазом не моргнул. Наверное, потерять на скорости колесо здесь – это круто.

С утра парило, но потом начался «слоеный пирог» - то шквал дождя, то шквал пыли. Но все скрашивалось красотами природы. Появились красивые холмы поросшие лесом.

В крупном поселке Маралайы была вышка и, следовательно, хорошая, устойчивая связь. Поговорили и условились связаться в 15.00.

Нежданный звонок от Виктора Ивановича прошел в 10 утра по московскому времени. Он сообщил, что после связи проехал 7 километров и… попал в кромешный ад — сильнейший ливень. За несколько минут испытал все: черную тучу, гром, молнии, сильный ветер и сплошную стену воды. Так произошло изменение 33-х градусной жары на холодный фронт.

Самое неприятное в этой ситуации, что  дорога стала просто непроходимой. Месиво из камней, глины и земли. Корка дороги, по которой ранее ехал путешественник, просто растаяла. Велосипед стал вязнуть, его трудно стало даже вытаскивать. Ноги утопали в жидком месиве. Все! На сегодня путешествие кончилось. К тому же на горизонте замаячила новая черная туча. Пока она не подошла, Виктору Ивановичу удалось поставить палатку и расположиться на отдых.  За день было пройдено всего 57 километров.

День девятый

25 июня, утро. Дождь закончился вечером. За ночь сильный ветер высушил дорогу. Теперь она представляла собой параллельные колеи, которые продолжали разбивать машины. Крайнюю колею занял Атласов В. И. Двадцать километров, до села Чурапча, дались тяжело.

Село Чурапча, административный центр Чурапчинского улуса Якутии. Население почти десять тысяч человек. Знаменито село тем, что  в нем наблюдался абсолютный минимум температуры в этом районе. Он составил -68.5 градусов. Был и еще один случай резкого похолодания (-63.6 градуса), который отмечался в январе 1951 года. Расположено село на берегу озера Чурапча, в 177 км к востоку от Якутска по федеральной автодороге «Колыма». Основано в 1725 году,  после открытия Охотского тракта. После села еще пришлось поподпрыгивать по кочкам,  километров пять. Но потом дело пошло значительно лучше. Как заметил Виктор Иванович своим опытным глазом дорожного строителя, у дороги сменился подрядчик. Эту часть тракта содержит дорожное управление, руководство которого находится почти за триста километров от этого участка дороги.  Расположено оно в поселке Теплый ключ, за рекой Алдан.  По асфальту отправляемся дальше.

Незаметно были пройдены села Харбала 1-я и Харбала. К обеду путешественник проехал большое село Кыйы, расположившееся на берегу одноименного озера.  Велосипедный датчик расстояния указывал, что сегодня пройдено уже 63 километра, но еще не вечер.

Телефонная связь устойчивая. Мимо проезжают машины, но «шумахеры» почти закончились. Водители притормаживают, предлагают подбросить до ближайшего села. Приходится вежливо отвечать, что задача у экспедиции добраться до Камчатки не на автомашине,  а пройти туда пешком. Ветер по большому кругу гоняет черную дождевую тучу. Она проходит над Виктором Ивановичем с интервалом в час и выливает очередную порцию воды. Справа от дороги уже почти сто километров вьется,  как змея, речка Татта. Она будет сопровождать Атласова до самого Алдана.

В 13.30 прошел новый сеанс телефонной связи с Атласовым В.И.  Он сообщил, что прошел  большие поселки Черкёх, Боробул  и административный центр Таттинского района поселок Ытык-Кюель.  Знаменит поселок низкими температурами. Абсолютный минимум температуры составляет -62 градуса. Казалось бы,  небольшая река Татта преподносит сюрпризы. 20 мая 2007 года в селе из-за паводка было затоплено почти 900 жилых домов, эвакуировано более трёх тысяч человек. Сейчас в поселке живут 7000 человек.

За поселком дорога как то сразу испортилась. Виктор Иванович несколько раз проваливался в ямах на дороге и, даже, пару раз упал с велосипеда. Не стал испытывать судьбу – стал располагаться на ночлег. Начался мелкий, нудный дождь. Тем не менее, день удался, было пройдено 116 километров.

День десятый

Сегодня телефонная связь с Атласовым В. И. маловероятна. Сегодня день молчания. Не потому, что сказать путешественнику нечего, а потому, что он вышел в район, где отсутствуют крупные населенные пункты и, следовательно, вышки сотовой связи.  Еще правильнее сказать, на трассе отсутствуют вообще какие-либо населенные пункты. Только на 34-м километре сегодняшнего отрезка пути, в стороне от дороги,  расположено селение Уолба.  Затем, почти 75 километров, просто «одинокая» дорога.  Идти она будет вдоль реки Татта, затем, через два моста,  переберется на правый её берег, резко свернет направо вдоль реки северный Меллиги. К вечеру Виктор Иванович должен выйти на  левый берег реки Алдан в районе речного порта. Здесь дорога кончается. Впереди – вода.  Переправиться на правый берег, в этом месте,  можно только на пароме.  Паром то есть, но переправляться на нем Атласов не будет.  Последние двадцать лет, в путешествиях, он пользуется единственным техническим средством – велосипедом. Так что переправляться придется на лодке.

Загвоздка в том, что путешественник выйдет к реке по течению ниже, чем населенные пункты на правом берегу. Река в этом месте стремительная, отнесет по течению на пару десятков километров, откуда выбраться к поселкам будет проблематично – нет дороги.

Выход один – вдоль левого берега,  пройти вверх по течению километров двадцать и, переправиться. Но опять проблема, в районе паромной переправы в реку Алдан впадает река Амга. Её обойти нет возможности, она течет параллельно Алдану сотни километров, ее можно только переплыть. Переплыть и выйти на два десятка  больших островов между реками, изрезанных протоками, разбросанных на десятки километров. И там заблудиться. По спутниковым картам путешественник разработал вариант переправы, но он будет принят после бесед с паромщиками и местными жителями.

Будут и трудности погодные – весь завтрашний день будет лить дождь, температура упадет до 10-ти градусов.

День одиннадцатый

Утром, 27 июня, телефонная связь с Атласовым В. И. была устойчивая. Путешественник  в это время находился в палатке, на берегу реки Амги. Он рассказал, что весь вчерашний день провел в пути. Погода была неустойчивой, порой моросил дождь, а дорога была -  устойчиво непроходимой.  Её,   то ли ремонтировали, то ли делали заново – полотно из смеси гальки, величиной с футбольный мяч, и некрупного песка. На велосипеде ехать невозможно, пешком утомительно. Тем не менее, удалось за день пройти 103 километра. В самом конце дневного пути, рядом с Виктором Ивановичем  остановился японский джип, из которого вышел приветливый якут. Он поприветствовал путешественника, сказал, что слышал о нем из прессы, даже обогнал Атласова у Якутска. Теперь, возвращаясь из командировки, был удивлен, увидев его за 400 километров от столицы. Решил остановиться и поговорить. Оказалось, что он работает в республиканском управлении профтехобразования, зовут его Степан Москвитин. Время за разговором пролетело незаметно.  При расставании новый знакомый достал из машины коробку с набором  экзотических фруктов и соков, сказал,  что все это ему не понадобится, скоро он будет дома, а Атласову будет приятным воспоминанием о неожиданной встрече в пути. Действительно, это был царский подарок, ведь продукты путешественник берет в дорогу буквально из расчета по граммам, велосипед не машина, много не увезет. После расставания со Степаном Москвитиным, Виктор Иванович, решил остановиться на ночлег, очень устал волочить или толкать велосипед с поклажей по мокрой дороге. Был пир из мандаринов, бананов, апельсинов, соков и прочих деликатесов. Спасибо якуту Степану Москвитину за угощение.

Утром 27 июня. Атласов быстро вышел к реке Алдан. Здание Речного порта оказалось ветхим помещением, в котором оставаться было опасно. Работников порта в здании не было, встретился только местный житель, который показал дорогу, ведущую вдоль берега Алдана, к реке Амге. Виктор Иванович решил переплыть через Амгу, пройти по довольно плотному берегу острова еще несколько километров и, сплавиться по реке Алдан,  на правый берег. Если не удастся сразу причалить к берегу из-за сильного течения (около 8 км/час.), то Атласов постарается налечь на весла, что бы его не снесло далеко. Потом, по берегу будет выбираться к поселку Кескил, где проходит трасса «Магадан».

15.00. В результате телефонного разговора выяснилось, что Виктор Иванович находится еще на левом берегу. Льет дождь. Утром будет переплывать Алдан.