20
июнь

 День первый

20 июля,  с самого утра, Атласовым В. И. был продолжен штурм перевалов. Утренняя зарядка, упражнение первое: затаскивание велосипеда с грузом на перевал Жаркий. Два километра дорога идет в небо.  Когда слева высокая гора, справа обрыв, впереди, очень далеко,  две высоченные горы, а перед тобой только бездна. Как взлет самолета с авианосца – разбег по катапульте,  внизу море, а ты летишь. Но дорога, за этим бугорком, не обрывается а, уходит вниз и сворачивает влево. Затем еще раз влево и вниз.  Можно приступить к поездке на велосипеде. Только нужно тормозить. Вид вокруг чудесный: справа и слева две высоких горы. Они абсолютно без растительности. Кустарник только по обочине. Речка внизу больше похожа на ручеек в овраге – почти не видна. Дорога за перевалом еще почти километр идет резко влево а, затем обходит глубокий узкий овраг и разворачивается на крутом повороте на 180 градусов. Она пошла резко вниз, к долине реки. Поворот очень крутой, радиус разворота, метров тридцать. В гололед двум «фурам» не разъехаться. За перевалом поселок Жаркий, без населения.

Через десять километров у Виктора Ивановича на пути не большой по длине, всего 4 километра, но крутой перевал Широкий. Он, как и предыдущий перевал,  заканчивается  узкой петлей. После этого дорога пошла вниз по склону вдоль реки Смородинка. Она обходит справа небольшой хребет без названия. Еще через 13 километров  Смородинка впадает в реку Большая Купка, это приток Буюнды. Еще пять километров и на склоне появляется поселок Купка. Но к нему необходимо проехать по железобетонному мосту. Рядом, метрах в двадцати, стоит не разобранный мост деревянный -  образец симметрии. Легкий, почти воздушный. За поселком трасса уходит из долины на склоны гор. Два километра она идет по очень узкому прижиму. Дорога упорно поднимается вверх и уходит от реки Большая Купка на ее приток, реку Вилка. Виктор Иванович вынужден почти восемь километров толкать своего железного коня в гору. Потом водораздел, спуск и, вскоре, новый перевал. Называется он Рио-Рита. Это название фокстрота времен 1937 года. Почему такое название?  Может быть по тому, что рядом протекает река Румба. Может быть по тому, что многие строители дороги  попали в «Дальлаг» в этот год. Перевал не большой, всего 4 километра. Его высота – 731 метр. За ним спуск по большой петле и выход к реке Болыгычан. Сегодня пройдено 94 километра. Пора отдохнуть.

День второй

Сегодня, 21 июля, судя по всему, весь день будет дождь. А впереди самый тяжелый перевал на этой трассе – перевал  Капранова. Но до него еще необходимо добраться.  Атласов В.И. с самого утра, 21 июля, прошел поселок Верхний Балыгычан.  Еще четыре года назад в нем кто-то жил, сейчас одни развалины. Высота поселка над уровнем моря – 761 метр.

От поселка трасса идет вверх по склону гор.  Она огибает высокую сопку и вновь поднимается по предгорью вверх. Подъем пока не очень заметен. Ехать на велосипеде еще можно без особых усилий.  Тем не менее, километров через пятнадцать,  подъем стал чувствоваться. Долина реки закончилась, дорога пошла на перевал.

Почти с половины сегодняшнего пути,  в 50 километрах до заветной цели — поселка Омсукчан, у Виктора Ивановича  начинается  серьезное испытание, подъем на перевал Капранова.  Перевал назван  так  по фамилии геолога, погибшего здесь в 1949 году - Евгения Ивановича Капранова. Он возвращался на лошади от одного из приисков и замерз на вершине перевала. Случилось это в  метель, которая  разыгралась 13 июня. Теперь представьте себе, как чувствует себя сегодня на перевале  наш путешественник,  при сильном дожде и температуре 12 градусов.  Подъем, в начале,  достаточно пологий, без крутых поворотов. Но это в начале. Пятнадцать километров Виктор Иванович ведет за собой или толкает велосипед.  Перевал скрыт тучами. Высота над уровнем моря - 1300 метров.  Но ничего не растет.  Порой встречается редкая лиственница. По перевалу, рядом с дорогой, проходит и линия ЛЭП. На перевале возвышается сопка, за ней,  внизу, видна горная система, которая покрыта облаками и, кажется морем. Спуск, по мокрой трассе, очень опасен. Порой, возникает необходимость тормозить.  Ехать приходится медленнее. Дорога постепенно выходит из гор на равнину в район  реки Омчикчан. 

Как говорят справочные данные,  Омчикчан — полноводная река длиной около 100 км, которая пополняется за счет дождевых и талых вод. Водную артерию окружает великолепный лиственничный лес, а в ее водах водится большое изобилие таких речных рыб, как горбуша, корюшка, лосось, кета и множество других. В прибрежной зоне реки было найдено богатейшее месторождение олова, что и послужило толчком для образования района.

В настоящее время река Омчикчан - одно из любимых мест отдыха жителей поселка Омсункчан, которые постоянно следят за чистотой прибрежной территории и самого водоема.  К берегам Омчикчана приезжают, чтобы отдохнуть всей семьей или с друзьями, устроить небольшой пикник и насладиться красотой природы. Река также популярна среди любителей рыбалки, так как водная артерия богата рыбой. Так, любуясь красотами природы, правда, под дождем, Атласов В. И. не  доехал до поселка Омсукчан. Остановка на ночлег. День был трудный. Но впереди долгожданный двухдневный отдых, перед новым маршрутом.

День третий

Атласов В. И. передал весточку  из Магаданской области.

По графику путешествия Атласов В. И. сегодня должен был дойти до поселка Омсунгчан. Но связи с ним нет целый день.  Следовательно, он до поселка не дошел.

Буквально пять минут назад, в 23 часа по магаданскому времени, со старшим научным сотрудником «Рязанского музея путешественников» Николаем Поповым связался по телефону житель поселка Алексей Неменюк. Алексей  сообщил, что он водитель, ехал по трассе, встретил Виктора Ивановича. Путешественник передал ему записку, в которой сообщал, что у него все хорошо. На словах Алексей добавил, что Атласов В.И. задержался на трассе из-за сильного дождя, который льет уже вторые сутки. Стоянку Виктор Иванович оборудовал в ангаре у трассы. Занимается любимым делом:  ремонтирует и чистит своего любимого «коня», смазывает и подтягивает спицы. Как только будет возможность,  отправится дальше.

Еще Алексей рассказал, что сейчас в Магаданской области не по-летнему холодно. Через неделю начнет созревать первая ягода – жимолость и голубика. Связь была не очень устойчивой. О чем либо, ином,  Алексея распросить не удалось. 

Приятно, что «таежная почта» работает. Пользоваться ею еще придется не раз.

Спасибо Алексею Неменюку за помощь.

День четвертый и пятый

Атласов В. И.,  наконец - то,  спустился с четырех горных перевалов в долину. Это произошло сегодня, 24 июля, в 12 часов дня.

В ходе сегодняшнего телефонного разговора Виктор Иванович сообщил, что труднее всего было взойти на самый первый перевал – Жаркий. Уж очень крут! За пять километров взобрался на высоту почти  в тысячу метров.  Здорово взмок. Спустился с него быстро.

Второй перевал, Широкий, высотой в 710 метров, был преодолен неожиданно. Перед самым подъемом Виктор Иванович решил остановиться на отдых. Все смотрел по сторонам, где можно набрать воды. Решил взобраться на горку и оттуда посмотреть, где ручей. Так и взбирался восемь километров.

Перевал Рио-Рита проскочил почти незаметно. Высота была небольшая, всего 731 метр.

Перевал Капранова, был утомителен тем, что дорога на него шла все время вверх, без спусков и горизонтальных участков. Передохнуть было негде. Подъем в 6,5 градусов до высоты в 1310 метров. На самом перевале только камни, нет растительности.  Лунный ландшафт. Туман как кисель. Дождь. Спускался Виктор Иванович с перевала быстро, десять километров почти не крутил педали.

Но больше всего впечатлений у путешественника от последнего ненастья. Ливень лил без остановки. Вода текла везде. Было впечатление, что трасса проложена по реке. Обочины, кюветы и даже сама дорога залита водой. Вчера трасса «Колыма» была закрыта. Сам Виктор Иванович пережидал ненастье в почти заброшенном поселке. В нем было три жителя и три дачника. Атласов В. И. снял себе отдельный пустующий дом.

Тем не менее, наш путешественник почти добрался до поселка Омсунгчан. Остановился в пяти километрах от поселка, у поворота на прииск Дукат. Отдохнет и, завтра, будет заниматься заготовкой продуктов на следующий этап путешествия.

День шестой

Сегодня, 25 июля, Атласов В. И. весь день проведет в поселке Осмунгчан. Поселок очень ухоженный, совершенно не похожий на  поселки, что проходил Атласов В.И. до этого.  Расположился поселок среди угрюмых, высоких и безлесых гор. Это северная, сдержанная красота. Но зимой, когда все вокруг засыпано снегом, когда светит яркое солнце – это заглядение!

Как сообщают справочники, Омсукча?н — посёлок городского типа в Магаданской области России. Является самым восточным посёлком городского типа в России, куда можно своим ходом доехать на автомобиле из Москвы.   Омчикчан, по эвенкски - «небольшая топь». Буквально завтра - послезавтра,  Виктор Иванович убедится, какая она,  эта топь. Население — 3868 человек. Посёлок расположен в 576 км к северо-востоку от Магадана. Омсукчан построен после открытия в этом районе богатых месторождений.  В марте 1937 года выявлено первое месторождение на омсукчанской земле - Кэнское угольное, затем, золото, серебро и оловянные руды. Экономика Омсукчанского района многоотраслевая, но ее базовую основу составляет горнодобывающая промышленность. Сам Омсукчан, посёлок горняков и геологов. В этом районе суровый субарктический климат с длинной,  морозной зимой и коротким прохладным летом. В посёлке есть аэропорт со всей инфраструктурой для обслуживания вертолётов и средних самолетов. Действует авиа- (2 раза в неделю) и ежедневное автобусное сообщение с Магаданом.

Поселок не тронули тенденции к закрытию населенных пунктов в Магаданской области. За последние дни, мы много писали о том, что по дороге Атласова В. И. , почти каждый поселок был заброшен. Создавалось впечатление, что все вокруг в жутком развале. Это, к счастью, не так. Совсем не так. Просто государство научилось считать деньги и заботится о жизни людей. Жизни нормальной, цивилизованной и, по человечески, удобной.  Техника 40-50-х годов прошлого века, используемая для строительства дорог, их содержания, для обслуживания рудников, шахт и приисков, была маломощной. Что бы перевозить грунт на приисках к установкам по добычи золота, нужны были автомобили и экскаваторы. Автомобили, в лучшем случае, трехтонные, а экскаваторы с ковшом в 0,8 куба. Для перемещения миллионов тон  грунта на Колыме нужны были десятки тысяч автомобилей, т.е. сотни автоколонн. Автоколонна – поселок, со всей необходимой инфраструктурой. Так и росли поселки с тысячами жителей.  Дорогу и прииски обслуживали водители, дорожные строители, шахтеры, ремонтники, повара, швеи, учителя, врачи, другие специалисты,  все работали для одной цели – добычи полезных ископаемых. А сколько усилий по содержанию жизнедеятельности даже самых маленьких поселков, особенно зимой.

Прошло время. Сейчас  280-ти тонный БЕЛАЗ,  заменяет сразу сто машин. Водители работают вахтовым способом в вахтовых поселках. Уголь добывается открытым способом, не нужны шахтеры. Не нужны больше поселки – нет необходимости тратить на них деньги.  Проще обслуживать крупные центры производства и обработки. Эти центры, как Омсукчан, и процветают. Остается только ностальгия и детские воспоминания. Но возвращаться в поселки, где родились и жили в детстве, мало кто желает.

Атласов В. И. связывался по телефону с «Рязанским музеем путешественников» из торгового центра, сейчас закупает продукты из расчета автономного путешествия на месяц. Помогают ему в этом семейная пара из поселка Михаил и Ольга. С ними Виктор Иванович познакомился сегодня. Ребята пригласили путешественника домой передохнуть и переночевать. Михаил работает в автомастерской, Ольга -  домохозяйка. С утра у Виктора Ивановича была проблема, необходимо было купить в поселке второй, фотоаппарат для съемок, прежний на трассе был потерян. Без запасного фотоаппарата в путешествии нельзя.  И здесь улыбнулась удача. Виктор Иванович, благодаря СМИ,  человек уже узнаваемый в здешних районах. Подошел житель поселка, поинтересовался проблемами и подарил два новых пленочных фотоаппарата «Кодак». Этим человеком оказался Макаров Александр Владимирович, слесарь 6 разряда с прииска «Джульетта». Сегодня отдых. Виктор Иванович планирует к вечеру подняться на гору и сфотографировать красивый поселок Осмунгчан. Завтра в поход.

День седьмой и восьмой

Сегодня, 26 июля, в субботу, начался новый этап в путешествии Атласова В. И.  Виктор Иванович по бездорожью будет пробираться от поселка Омсунгчан  к верховьям реки Омолон. Этап небольшой, по меркам всего путешествия, всего 126 километров, но очень тяжелый. Двадцать три километра, до поселка Галимый, наш путешественник проедет на велосипеде по хорошей грунтовой дороге, остальные сто три – пешком, по бездорожью. На этот этап отведено 11 дней. Связи в этом районе нет. Но Виктор Иванович, совместно с «Рязанским музеем путешественников», разработал подробнейший маршрут, с росписью буквально каждого километра пути и каждого часа. Мы будем описывать этот маршрут по согласованному с Виктором Ивановичем графику,  а он обязательно выйдет в намеченную точку точно по времени. Он  нас еще никогда не подводил.

Итак, утро, небольшой дождик, 12 градусов. Первый четыре километра Виктор Иванович едет в направлении, с которого приехал в поселок. Не доезжая до аэродрома, сворачивает налево и через минут десять оказывается на берегу реки Омчикчан, у нового железобетонного моста через реку. Рядом, в трехстах метрах, стоит уже разрушенный, но еще не разобранный до конца, мост деревянный. Переехав через мост, Виктор Иванович едет по заросшей лиственницей речной долине мимо карьеров по добыче угля. Везде работают погрузчики, бульдозеры и экскаваторы. Через семь километров от моста начинается подъем на невысокое горное плато. Дорога идет вверх,  затем вниз к руслу безымянной реки, затем опять на подъем. Проехав, таким образом, километров пять, Атласов В. И., после реки Находка, ощутил заметный уклон. Впереди появились строения поселка Галимый. Сам поселок стоял в окружение  карьеров и приисков на притоке реки Сольвейг.

Возник поселок в 1940 году как прииск, на базе богатейшего месторождения касситерита (рудный минерал для получения олова) и запасов каменного угля, доступного добычей открытым способом. Ныне населённый пункт заброшен. Дома здесь все разрушены. Сам прииск отдан на откуп артелям.

Через поселок протекает небольшая речка. Она является точкой отсчета 103 –х километрового, почти бездорожного, похода Виктора Ивановича к истокам реки Омолон. В поселке, так много дорог, что в них можно легко потерять основное направление. Атласов В. И. идет строго на север, петляя между ангарами, домами, залитым водой карьером и бывшей электрической подстанцией. Справа остается совершенно распаханный бульдозерами прииск. Практически,  лунный ландшафт. Вот пройдена вброд первая речушка. Сейчас, после ливней, она довольно глубокая. Идущая вверх по склону грунтовая дорога,  выводит его к новой переправе через небольшую речушку. После переправы Виктор Иванович выбирается на «тракторную» дорогу. Это – дорога, пробитая тракторами по склонам гор и болотам. По ней можно идти и ехать, не боясь увязнуть в трясине.  Трактора могут пройти только по твердому грунту. Правда, местами, дорога может быть залита водой или зарасти травой и кустарником. Но, все-таки, это дорога, а не простое направление по азимуту. Первый километр пройден быстро и легко. Пока еще рядом прииски, по ней ездили не только трактора, но и тяжелые грузовики. На четвертом километре от поселка, Виктора Ивановича ждало первое серьезное препятствие – двойная переправа через реку Поисковик. Пришлось преодолевать вброд два русла подряд, через 100 метров друг от друга. И один и второй брод были основательно разбиты автомобилями и представляли собой хорошо вымощенную булыжником площадку, залитую водой. Это не рязанские переправы, где на дне или песок или глина.  В километре за переправами  дорога уходит с каменистого склона в заросшую мелколесьем долину реки Поисковик и, держится на склоне, метрах в двухстах от русла. Ехать на велосипеде пока удобнее, чем идти пешком, тем более, что дорога идет вниз. На седьмом километре от поселка Галимый, впереди вновь река Поисковик. Её вновь нужно форсировать. Переправа представляет собой широкий плес, правда не глубокий. Не нужно снимать с велосипеда вещи. Правда, на всякий случай, Виктор Иванович промерил глубину. После этого дорога уходит на юго-восток, это уже почти две параллельные тропы, в середине разделенные высокой травой и кустарником. На восьмом километре от Галимого Виктор Иванович вошел в небольшую долину между двумя одинокими сопками с крутыми склонами. Очень красивое место. Сразу за сопками вновь переправа и, опять через Поисковик.  Затем выход на небольшую возвышенность, спуск с неё и две подряд переправы через небольшие ручьи. Все. Пройдено одиннадцать  километров по «тракторной» дороге. За день – почти пятьдесят. Можно и отдохнуть.

27 июля. Ночью шел дождь. С утра тоже моросит. Тем не менее, вокруг все красиво. Справа долина реки и невысокие горы. Слева, буквально над головой, высокие сопки. Впереди дорога. Вокруг огромное количество слепней, комаров и мошкары, от которых спрятаться можно только высоко в горах. Сегодня нужно пройти не менее десяти километров. Дорога идет по склону гор. Все поросло мелколесьем. Ливень со склонов смыл на дорогу камни, землю, песок. Ветром свалило  деревья. Они стволами упали на землю, вытащив из земли большие круглые, но тонкие блины корней. На здешней каменистой почте корни глубоко в почву не проникают, растут рядом со стволом по кругу, образуя своеобразные блины. Упавшее на дорогу дерево нельзя переехать, его можно только объехать со стороны корня.  Так и петляет Виктор Иванович то по дороге, то по склону. Сразу за сопкой его ждет переправа через три притока реки. Они не глубокие, но требуют промеров. Через километр еще переправа, затем еще три, каждая метров через 200-300 и еще одна речушка.

Ближе к вечеру Атласов В. И. подошел к месту слияния двух рек, точнее, река Поисковик впадала в реку Мяучан. Летом эти реки больше похожи на ручьи, но сегодня,  после как за двое суток в регионе выпала трехмесячная норма осадков, это уже настоящие реки. Переправа представляла собою плоское озеро, река здесь широко разлилась, но была не глубока.  Дальше дорога шла вдоль реки, по синусоиде, то, поднимаясь на невысокую возвышенность, то опускаясь в залитые водой места. Тогда велосипед приходится вытаскивать, из такой колеи, с трудом. На 21-ом  километре от поселка Галимый, на песчаном берегу очередного притока, Виктор Иванович остановился на ночлег.

День девятый

Утро, 28 июля, пасмупно, но тепло, 17 градусов. Ночью было 8 градусов, моросил дождь. По сводкам синоптиков, всю неделю будет облачно, но без дождей. Два или три дня будет солнечно. Для путешествия – хорошая погода.

Атласов В. И. сегодня входит в зону болот средней и слабой тяжести.  У реки, «тракторная» дорога  представляла собой калею, разбитую машинами. Она, как бы,  прижималась к речке Мяучан. Справа и слева от дороги возвышались не высокие, но красивые сопки, лишенные какой-либо растительности. Потом была переправа через речку Крыло и еще через пять речушек. К обеду дорога вывела Виктора Ивановича к переправе через реку Мяучан. Здесь река растекалась по равнине и делилась на три русла. Протоки были не глубокие, но располагались друг от друга давольно далеко, от 400 до 800 метров. Природа создала этакую Венецию. Можно было через реку не переправляться, но тогда нашего путешественника ожидал бы переход через огромное болото.  Тащиться через него с велосипедом и грузом в 60 килограммов – вот это  было бы приключение. Человек ищет,  где лучше, путешественник – он  тоже человек. Река дальше течет по заболоченной долине, Виктор Иванович обходит её по склону сопок.  Но по склону текут ролноводные ручьи, которые также приходится преодолевать. И так весь день. К вечеру Атласов В. И. вышел в место слияния сразу трех рек: Мяучана, Джугаджака и Элигчена. Они, сливаясь, образуют новую реку Сугой, полноводный приток Калымы. Переправа расположена ниже по течению от места слияния. Здесь река раделилась на два русла. Течение в них сильное. Переправляться нужно на лодке. Эту операцию Виктор Иванович решил перенести на утро. Сейчас же  нужно ставить палатку, готовить ужин и записать в дневник отчет о событиях дня.

День десятый

Утро 29 июля. Нужно переправляться на правый берег реки Сугой. С названием реки в популярной литературе все запутано.  Пока воды рек Мяучан, Джугаджак и Элигчен не слились в один поток, то реки Сугой и не было. Как талько появилась река, так появилась и путаница с названиями. Река называется то ли Сугой, то ли Буксунда. В итоге, все выясняется: по-якутски,  река называется Сугой,  эвенкийское название – Буксунда.  И поселок, т.е. совхоз, стоит рядом и называется Буксунда. Правда стоит он на реке Элигчен.

До совхоза можно пройти,  только переправившись через Сугой. Место переправы называется очень красиво – «Поварня».  Названия все красивые, а места еще краше. Представьте себе: очень широкая речная долина, в центре которой течет река. От реки вправо и влево, по берегам, галечная поляна,  умощенная отполированными камнями-голышами, размером с яблоко. Затем, метров на двести, раскинулось болото, за которым редколесье. Часть деревьев стоит в болоте, часть выбралась на возвышенность. Впереди три горы. Одна, в центре, не высокая, напоминает правильную египетскую пирамиду. Слева гора из системы хребта Ненкат, окруженная сопками. Слева,  километрах  в восьмидесяти, высокая двухкилометровая гора. Вот к ней, по дуге, обходя болота, речки и сопки направится Виктор Иванович. А пока его ждет переправа. Хотелось бы переправиться, проведя велосипед по дну реки, но имеется большая вероятность, что можно попасть в яму. Может стремительный поток сбить с ног,  вместе с велосипедом.  Тогда прощай железный друг, все вещи и все путешествие. Решение принято, лодка накачана. Уложены в нее вещи. Переправа прошла удачно, правда снесло лодку дальше желаемого.  Лодка просушена, уложена на багажник. Вперед, в путь.

Пройдена небольшая речушка. И дорога вошла в болото. Это конечно не трясина, не топь, но и не прогулка по пляжу. Ноги в сапогах  тонут почти по колено, пока не находят под собой твердую опору – вечную мерзлоту. В этом случае велосипедный рюкзак цепляется за края колеи и, здорово тормозит. Появляется желание снять его с велосипеда и перенести его на сухое место.  Благо Виктору Ивановичу известно, что до конца болота всего три  километра. Потом приходит мысль, что придется возвращаться еще три километра за велосипедом, потом с ним нужно идти (или нести его),  еще столько же. И не факт, что легкий велосипед будет лучше идти. Потом появляются надежды, что топкий участок  вот-вот кончится. Затем найдено разумное решение, теперь Атласов идет по калее, а велосипед, рядом по траве. Правда, он стал как бы выше, на полметра, но дело двинулось.  Так, отдыхая через каждые 20-30 минут, Виктор Иванович и выбрался из болота. Этот участок был самый низменный на «тракторной» дороге, всего 535 метров над уровнем моря. Конечно не Марианская впадина, но все же…. Наш путешественник  полчаса отдохнул и пошел по уже хорошей дороге, правда,  по откосу вверх, почти два километра.  Затем, спускался вниз, километра два, до нового болота, ничуть не лучше прежнего. Только радость, что короткого - метров шестьсот.

После него небольшой обеденный отдых. Дорога пошла строго на север, стала взбираться на небольшое плато, между двух сопок.  За этим подъемом, перед Атласовым В. И. открылось озерко, метров триста в диаметре, со светлой водой и островом посредине. Называлось оно -  Щучье. Соединялось оно с рекой Эликчен протокой, через которую пришлось перебираться. Через километр пришлось пробираться через небольшое болотце. С возвышенности, на которую взошел Атласов В. И., уже был виден заброшенный поселок совхоза Буксунда.  Когда то здесь жили пастухи и пасли здесь почти 20000 оленей. Сейчас же, здесь живет только один отшельник Геннадий, о нелюдимом характере которого знает вся Магаданская область. Виктор Иванович в поселок входить не стал, на ночлег расположился у ручья. За сегодняшний день пройдено не мало:  переправа,  три болота и 12 километров по бездорожью.

День одиннадцатый

Утром солнца не было, но не было и дождя. Небо было затянуто облаками, скорее одним большим облаком,  без начала и конца. Температура -12 градусов. Очень влажно, испаряется вода, вылившаяся во время недавнего потопа. Речка Эликчен, вдоль которой идет Атласов В. И., вошла в свое русло. Ночью было море комаров, сейчас – море слепней. Как-то быстро был пройден поселок Буксунда и протока после него. Дорога была песчаная и твердая, по ней даже была возможность ехать. Такое удовольствие продолжалось всего два километра. Трасса пошла вниз к реке и здесь,  вновь болото. Вернее заиленное, заросшее травой озерцо, до которого пытаются пробиться три речушки, но пропадают в траве и кустарнике. Вновь вязнет в размокшем грунте велосипед, «чавкают» сапоги. «Тракторная» дорога выводит путешественника к реке. Она широко, тремя руслами, разлилась в песчаных берегах. На мокром песке следы лошади. Виктору Ивановичу еще в Осмунгчане рассказали, что в этих местах живет одичавшая лошадь. Её боятся волки и не трогают медведи. Года два назад, туристы даже сфотографировали ее. Переправа через три русла прошла удачно и быстро. Воды в реке было не много, паводок после ливней уже прошел.

От переправы начался постепенный подъем в горы, на перевал. За оставшиеся пятьдесят километров  необходимо подняться по вертикали на 500 метров, до высоты 1100 метров. Дорога идет с небольшим подъемом по склону плато. Порой можно ехать на велосипеде по песчаной тропе. С плато к реке не течет ни одной речки. К вечеру Виктор Иванович остановился на невысокой возвышенности у трех микроскопических озерков. Впереди, в низине, его ждало очередное болото у заросших озер, но оно будет уже завтрашним приключением.

День двенадцатый

С утра 31 июля начались приключения. На утреннем солнце стало ясно, что озера, заросшие травой, это центр болота. По нему можно пройти только зимой, когда оно промерзнет до дна. Летом нужно искать другой путь. Атласов В. И. спустился к реке. Воды в реке было по колено. Левый берег реки представлял собой высокий обрыв с нависающими над водой лиственными деревьями. Правый берег представлял собой отмели, каменистые, галечные отмели. По ним идти было легче, чем по болотной колее.  Но приходилось петлять, повторяя ход водного потока.  Можно было идти по воде, но против течения. Так прошли два часа. А дальше началось болото, которое Виктор Иванович стремился обойти. Идти в болото – это комары, кочки, лед на дне и болотная жижа. Уйти от реки в сопки, которые расположены в километре от реки, уже поздно.  Идти можно только вперед по узкому перешейку между рекой и болотом. Так, то по воде, то по узкой косе берега, Виктор Иванович прошел километра три. По прямой. А сколько еще напетлял.  Наконец, начался подъем. Впереди стала заметна дорога, вышедшая из болота.  К ней и направился наш путешественник.  С краю низины вспугнул глухаря. Заметны были следы лося.

Пройдя еще километр,  Атласов В. И. решил остановиться на отдых. Еще нужно было расставить палатку, перебить в ней комаров, приготовить чай и сделать записи в дневник.

День тринадцатый

Вот и наступил август. Атласов В. И. распечатал шестую тысячу километров. Погода с утра пасмурная.  Но настроение хорошее, вокруг уже не болото, а  возвышенность, с зарослями травы и небольшими зеркалами водоемов.  «Тракторная» дорога ведет путешественника между невысокими сопками и речкой Эликчен, уже больше похожей на широко разлившийся ручей. Дорога все больше и больше подсыхает. Местами идет через песчаные поляны. Еще в Омсунгчане Виктора Ивановича местные жители предупреждали, что в этих местах бродят молодые медведи. Их нужно опасаться.  Атласов В. И. отшучивался, что он не берет с собой в экспедиции оружия, поэтому, нет соблазна применить его. Во-вторых, в тайге он также дичает как медведь, своего,  они не тронут. Но это шутки, а есть реальная действительность. Сегодня в СМИ сообщалось, что из-за таежных пожаров в Якутии и ливневых дождей в Магаданской области, имеются случаи, когда медведи подходят к жилым поселкам за пищей, пугают людей. Одного медведя, где-то уже подстрелили.

Старший научный сотрудник «Рязанского музея путешественников» Николай Попов, как-то, лет сорок назад,  имел случай,  встретится с медведем в дальневосточной тайге в зарослях дикой малины. Столкнулся  почти, нос в нос. Николай Попов, не помня как, оказался в кабине грузовика, где, просидел,  запершись,  около получаса. Медведь тоже дал «стрекача». Сытый медведь боится человека так же, как и сытый человек медведя. Но, нужно быть осторожным.

Дальнейший остаток  дня дорога шла то, вверх, то ровно, но уже не спускалась вниз со склона. К вечеру была переправа через речку-ручей Ольчан и ночной отдых.

Дни с четырнадцатого по семнадцатый

2 августа, после ночевки у реки Ольчан, Атласов В. И. почувствовал, что дорога неуклонно идет вверх к перевалу. Пока это не очень влияло на темп движения. Монотонно, то по песчаной дороге заросшей травой, то по каменистым площадкам, Виктор Иванович шел по склону сопки. Слева, журчала неглубокая речка Эликчен,  справа,  вдали,  виднелись сопки, у подножия,  покрытые мелколесьем, с голыми вершинами. На  обеденный отдых Атласов В.И. остановился у кострища, оставленного то ли охотниками, то ли пастухами. До обеда были «форсированы» четыре притока ручья, уже ручья,  Эликчен. Воды в них было мало. Если бы не  велосипед, их можно было бы просто перепрыгнуть. Виктор Иванович прошел еще две долины, или низины, длиной от километра и до двух. У ручья остановился на ночлег.

Пасмурное утро 3 августа,  начиналось, как и предыдущее, подъемом в горку. Местами можно было ехать, правда,  под гору. Поднявшись на очередную возвышенность, наш путешественник увидел какое- то образование, походившее и на белое облако и на блестящий синий кристалл. Еще два километра и  перед ним огромная наледь.

Справочники говорят, что это «многолетний массив льда, перекрывающий русло водотока. Наледи образуются на небольших реках и ручьях в районах с длинной, холодной зимой. Таят наледи очень медленно. К концу короткого северного лета уменьшаются по площади и толщине. Полностью исчезают, только если лето выдалось особенно тёплым. При сплаве наледи опасны. Течение уходит под наледь и может утащить с собой суда или людей».  Реально же это было большой ледяной блин или огромное ледяное поле. Размер этой наледи внушителен – 800 на 600 метров. Сверху лед больше похож на подтаявший снег. Внизу – на крепкое, прозрачное,  но очень толстое стекло. Высота этого поля, от метра до двух.  Край наледи, в том месте, где она подходит к речке, местами обрушился, местами подтаял в глубину поля, создав пещеры. Наледь образовалась в месте впадения ручья и реки. На наледи видны места лежки животных. Они здесь отдыхают, когда очень жарко.

С этой наледи начинается перевал на реку Омолон,  довольно затяжной перевал. Подъем идет и идет вверх по речной долине между крутых сопок. Долина уже покрыта только травой,  без деревьев и кустарников. Еще пройдя километра три в горы, Виктор Иванович остановился на ночлег. Ночью было пропасть комаров.

С утра, 4 августа, подъем  на перевал был продолжен. Одна за другой, были пройдены пять переправ. К обеду Виктор Иванович вышел на берег горного озера, размером 400 на 150 метров. Озеро неживое. Здесь рыбы нет. За озером перевал не кончается. Приходится идти вверх. Когда ручей, через который переходил Виктор Иванович,  стал больше похож на канавку, было решено – нужно останавливаться на ночлег.

Утро 5 августа. Собран лагерь и дальше поход к перевалу.  Через метров триста речки, ручьи и канавки пропали.  Это означает только одно – скоро вершина перевала. Высота над уровнем моря 1100 метров. Перевал пройден. Теперь вниз, к Омолону. Внизу виден какой-то большой, полуразвалившийся барак. Когда-то в верховьях реки Омолон стояла артель, которая добывала олово. Вокруг масса пустых ржавых бочек. Сам барак наполовину разобран. Это топливо для костра.  После обеда Виктор Иванович двинулся дальше. Спуск с горы, да еще на велосипеде, это хорошо. Появился ручеек – это река Омолон. Он  быстро набирает воду. Обойдя  за сопку, Виктор Иванович вышли на первую наледь на р. Омолон. Она не большая, метров 400 на 200.  Пройдя ее, в лесу, решил заночевать. Судя по приметам, завтра будет моросить дождь.

 

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save