Новости

В газете «Правда» от 24 июля 1936 года опубликована передовая статья, которая называется «Слава сталинским соколам». Так впервые появилась метафора, которая в дальнейшем закрепилась за лучшими советскими летчиками довоенной поры и времен Великой Отечественной. В статье шла речь о перелете знаменитого чкаловского экипажа по маршруту «Москва – остров Удд (с 1936 г. – о. Чкалова. Находится в Сахалинском заливе Охотского моря)». Самолетом АНТ-25, на борту которого была сделана надпись «Сталинский маршрут», управляла знаменитая тройка пилотов: Валерий Павлович Чкалов (командир), Георгий Филиппович Байдуков (второй пилот), Александр Васильевич Беляков (штурман). Они и стали первыми «сталинскими соколами».

О штурмане рекордных перелетов, Александре Васильевиче Белякове, поговорим подробнее. Его судьба навсегда оказалась связанной с Рязанью, городом, где он учился, а впоследствии командовал созданной здесь высшей школой штурманов ВВС. 

Саша Беляков родился 21 декабря 1897 года в деревне Беззубово (в настоящее время Орехово-Зуевского района Московской области) в семье учителя. Окончил 3 класса земского начального училища в деревне Субботино, а затем поступил в Рязанскую 1-ю мужскую гимназию. Жил тогда будущий легендарный авиационный штурман у знакомых отца, Василия Григорьевича Белякова. 

В своей книге «В полет сквозь годы» (Воениздат, 1981) Александр Васильевич Беляков пишет: «В Богородске и Павловском Посаде средних мужских учебных заведений не было. Учиться в Москве – недоступно. Родители же очень хотели дать нам хорошее образование. На помощь пришел старинный приятель нашей семьи Иван Алексеевич Масляников. Получив место преподавателя в Рязанской гимназии, он согласился взять меня на воспитание. Рязанская гимназия – старейшее учебное заведение города – располагалась в красивом здании, украшенном шестью колоннами ионического стиля. Ко времени, когда я поступил туда, гимназия насчитывала уже более ста лет своего существования, и на протяжении всего долголетия оставалась классической, то есть с преобладанием гуманитарных наук. Мы изучали четыре языка: русский, латинский, французский, немецкий. На первом месте стоял всегда, конечно, закон божий. Но были и такие предметы, как законоведение, природоведение, история, математика, физика, география, гимнастика… Одним из общеобразовательных предметов, которые осязаемо развивали в нас представления о внешнем мире, была география. Я любил и люблю эту науку.» 

Мог ли в то время предполагать рязанский гимназист, что едва ли не вся «география» России будет расстилаться под крылом самолета, маршрут которого придется выверять ему, Саше Белякову? 

Первая знаковая рязанская дата будущего «сталинского сокола» еще дореволюционная. Ровно 105 лет назад, весной 1915 года, он вместе с другими гимназистами сдавал выпускные экзамены. «В актовом зале, где проверяли наши знания, – вспоминает А. В. Беляков, – на стенах висели большие рамки, в них на синем фоне золотом – имена медалистов за многие годы. Конечно, хотелось быть в этом списке, но золотую медаль получил только один выпускник нашего класса, товарищ по парте Вениамин Кисин. Меня отметили серебряной… Перед отъездом домой я получил от руководства пансиона денежную премию за заведование библиотекой учебников. Сразу же купил себе хорошее летнее пальто, шляпу, чемоданчик – и прощай, старинная Рязань, прощай, тихая Ока, Трубеж. Встречусь ли еще когда с вами?.. И не мог я, конечно, предположить, что спустя двадцать пять лет вернусь сюда. Приеду в звании генерал-майора авиации, Героем Советского Союза и начну создавать новую по тем временам Рязанскую высшую школу авиационных штурманов.» 

Конечно же, не мог предвидеть выпускник Рязанской гимназии Александр Беляков даже ближайшего будущего. А оно стало бурным, опасным и – высоким! В 1917 году грянула Октябрьская революция (которую до 20-ых годов сами большевики называли «переворотом»). Беляков успел повоевать на фронтах Первой мировой войны, в 1919 стал бойцом Красной Армии, сражался в легендарной чапаевской дивизии. 

В 1921 г. окончил Московскую фотограмметрическую школу*, работал в ней преподавателем. 

-------------------------------------------

*Фотограмме́трия — научно-техническая дисциплина, занимающаяся определением формы, размеров, положения и иных характеристик объектов по их фотоизображениям. 

-------------------------------------------

Здесь зародился его талант будущего штурмана, профессионала высочайшего класса, обладающего глубокими знаниями. Через полтора десятка лет Валерий Павлович Чкалов, командир великих перелетов, скажет: «Беляков — наша ученая сила... Вот мозговит человек!» 

В 1930-1935 годах Александр Васильевич – преподаватель, затем начальник кафедры Военно-воздушной академии. В 1936 году окончил военную школу пилотов. А затем начались два легендарных года. 

В книге «Полет сквозь годы» Беляков рассказывает: «В 1935 и 1936 годах многие из наших летчиков были награждены орденами и медалями. Чкалов за испытательную работу – орденом Ленина. Мою штурманскую и преподавательскую работу в академии отметили орденом Красной Звезды. 

После вручения орденов всех нас собрали в ЦДКА – Центральном Доме Красной Армии. В теплой, дружественной обстановке награжденных поздравляли руководители партии и правительства. И вот, выступая, Сталин сказал тогда, что в ближайшее время организуется беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток. 

Эти слова ободрили нас и вместе с тем напомнили, что с подготовкой к полету медлить нельзя. Весь экипаж переселился в Щелково. 

Сталин разобрался во всех обстоятельствах каждого предложенного варианта и сказал: 

– Летите из Москвы до Земли Франца-Иосифа, оттуда свернете на Северную Землю и пересечете Якутию. От Петропавловска-на-Камчатке надо вернуться на материк через Охотское море к устью реки Амур, а дальше можете продолжать путь до тех пор, пока будут благоприятные условия погоды и хватит горючего. 

Когда мы стали уходить, он поинтересовался: 

– Скажите по совести, как у вас там, все ли в порядке? Нет ли червяка сомнения? 

Мы хором ответили, что сомнений у нас никаких нет». 

По сути, этим сталинским напутствием был дан старт первому перелету знаменитой тройки – Чкалов – Байдуков – Беляков. 20-23 июня 1936 года советский АНТ-25 совершил дальний беспосадочный бросок из столицы СССР на остров Удд недалеко от Сахалина (сегодня – остров Чкалова). Летели по курсу: Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский – Удд. Здесь, на острове, во время короткой стоянки на борт самолета летчики нанесли надпись «Сталинский маршрут». Она сохранилась и во время следующего перелета – через Северный полюс в США. 

Первый далекий беспосадочный воздушный бросок играл большую роль в истории советской авиации. О том значении, которое ему придавалось, говорит тот факт, что встречать экипаж АНТ-25 на Щелковский аэродром приехал сам Сталин. 

А. В. Беляков пишет: «Скоро нас встретила группа самолетов, мы прошли над Москвой и повернули вдоль шоссе на Щелково. Сбавляем газ, делаем большой круг над аэродромом, выпускаем шасси, заходим на посадку…

Около здания поста управления на границе аэродрома видим много рядов встречающих нас людей. Но что это? От ворот аэродрома отделяются легковые автомобили. Они быстро движутся по летному полю и направляются к севшему самолету. Вот первая из них останавливается рядом с самолетом, открываются дверцы, и выходит Орджоникидзе, затем Ворошилов, Сталин. 

Валерий в это время еще стоял на крыле самолета. Машу ему рукой и кричу: 

– Спрыгивай! 

Увидев приехавших и, в спешке не нащупав ногой стремянки, он скатывается по красной полированной обшивке крыла на землю. Поправив свою короткую куртку, крупными шагами, почти бегом, идет рапортовать об окончании маршрута членам Политбюро. 

Весело и дружески улыбнувшись, Сталин широко раскинул руки и крепко обнял Чкалова.» В 1936 году троим летчикам – Чкалову, Байдукову, Белякову, были присвоены звания Героев Советского Союза.

Беляков как штурман безукоризненно провел самолет по уникальным маршрутам как в 1936 году, на Дальний восток, так и в следующем, 1937-ом, через Северный полюс в американский город Ванкувер. 

Позже Георгий Филиппович Байдуков напишет: «После перелета из Москвы через Ледовитый океан на Камчатку Чкалов говорил: «Штурман?.. О нем можно сказать как о человеке бесконечно скромном и молчаливом, не знающем страха… Валерий Павлович относился к своему штурману прямо с каким-то детским обожанием. В клубе «Амторга» в Нью-Йорке, рассказывая о полете через Северный полюс, Чкалов заявил: «Без Саши я и летать не мыслю далеко. Вот жизнь моя — Саша да Егор. Не повидаю их утречком — нет у меня дня. Когда Саша дает мне курс, я окончательно спокоен. Держусь Сашиного курса — и все в порядке!.. Однажды, во время посещения редакции газеты «Известия», командир АНТ-25 так характеризовал штурмана: «Ну что тут толковать... Мы с Егором, в общем, грубая сила... А вот Беляков — наша ученая сила... Вот мозговит человек!» (Г. Ф. Байдуков: предисловие к книге А. В. Белякова «Валерий Чкалов»).

Коротко о дальнейших «этапах большого пути» Героя Советского Союза, бывшего воспитанника Рязанской гимназии А. В. Белякова. 

– 27.07.37 г.: Белякову присвоено воинское звание бригадный инженер. В 1937 г. он избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

– 22.02.38 г.: бригинженеру Белякову присвоено воинское звание комбриг. В 1938 г.: за выдающиеся заслуги перед отечественной наукой Комитет по высшей школе при СНК СССР присудил ему научную степень доктора географических наук и научное звание: «Профессор штурманского дела». 

– В январе 1939 г. комбриг Беляков назначен флаг-штурманом ВВС. Участвовал в советско-финской войне. 

– С января 1940 г. Александр Васильевич – заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. Ему присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

– В сентябре 1940 г., т. е., 80 лет назад, Беляков назначен начальником формирующейся 1-й Рязанской высшей школы штурманов ВВС РККА. 

Эта дата стала второй «рязанской» в жизни летчика и ученого. 

А. В. Беляков так говорит о начале нового «рязанского этапа» своей жизни: «Осенью 1940 года я отдыхал в Судаке. Неожиданно вызов в Москву и приказ: вступить в новую должность начальника 1-й высшей Рязанской авиационной школы штурманов. Рассуждать да справляться о причинах решения было некогда… Получив приказ наркома обороны о сформировании школы, на следующий же день я вылетел в Рязань, город, который оставил двадцать пять лет назад». 

Для того, чтобы обеспечить организацию школы, Беляков не жалел ни времени, ни сил. Его всесоюзная известность, высокие звания и награды позволяли открывать двери «начальственных» кабинетов. Александр Васильевич использовал «связи» исключительно в интересах дела, понимая – идет масштабная оперативная подготовка к обороне страны от будущего сильного противника. Вот еще один фрагмент книги «Полет сквозь годы»: «Я отправился к командующему войсками МВО маршалу С. М. Буденному. У него помощь была более реальная. Семен Михайлович распорядился отвести для нашей школы две казармы и два жилых дома в старинном пехотном городке. Кроме того, приказал передать нашей школе еще один дом. 

– Вот все, чем могу помочь! Все это временно. А вы добивайтесь нового строительства, идите сегодня же к наркому обороны. 

И Семен Михайлович позвонил С. К. Тимошенко по телефону – договорился о времени встречи. 

Нарком обороны принял меня «на скоростях». 

– Что у вас фондов кот наплакал – это нам известно. Средства для строительства школы выделим на сорок первый год, но начать работу надо немедленно». Белякову вместе с командирами школы пришлось решать множество проблем, связанных с поступлением самолетов, горючего, аэродромной техники, расширением аэродромов, укомплектованием учебных эскадрилий личным составом. Занятия и полеты начались с 1 января 1941 года». 

Работа шла в режиме «быстро и еще быстрее». Александр Васильевич приводит такие факты: чтобы не терять времени и летать, были изготовлены нехитрые самодельные волокуши из тяжелых бревен. Команды аэродромов для того, чтобы уплотнить снег и подготовить взлетные полосы попросту возили их на тракторах. «Другой техники не было», – пишет Беляков. 

Теперь к вопросу о том, знали или нет командиры Красной армии о приближающейся войне. Начальник Рязанской штурманской школы вспоминает о встрече военных со Сталиным, который «…поставил задачу: «Переучивайте летчиков, штурманов и техников на новые типы самолетов как можно быстрее. А тактические задачи решайте на Германию... Это выражение «на Германию» я услышал впервые. Конечно, рассуждал про себя, Сталин и правительство правильно оценивают обстановку в Европе и, видно, не очень-то надеются на соблюдение немцами договора о ненападении». 

Вскоре война началась. В самые первые дни подготовка пилотов была скорректирована в соответствии с новыми задачами. А они ставились в лаконичной форме: «сегодня учеба, завтра – в бой»! «Отыскав на колхозных полях и в пойме Оки площадки для полевых аэродромов, мы начали через несколько дней новые для нас учебные занятия, затем полеты, – пишет Александр Беляков. – Война требовала новых и новых сил. В школе все это хорошо понимали и трудились, не считаясь со временем. В такой необычной для нас обстановке за три месяца мы подготовили и отправили на фронт 15 истребительных авиационных полков. В это же время шла напряженная работа по формированию полка дальних бомбардировщиков… С 23 июня по 10 июля дальнебомбардировочная авиация совершила 2112 боевых вылетов. Действовали бомбардировщики с небольших высот – 1000-2000 метров. Истребительного прикрытия обычно не было. Поэтому… несли огромные потери». 

Вспоминает «сталинский сокол» и о личной трагедии. «Уже отгремела Московская битва, Сталинградское сражение... Я не историк, в мою задачу не входит описание событий тех огненных лет – труд мой значительно скромнее. Вспоминая Великую Отечественную, не могу не назвать имени одного из рядовых войны. Наш сын Георгий... Юра, как его звали в семье и в школе. Окончив десятилетку, он был призван в армию и погиб в бою под Сталинградом».  

Начальник Рязанского Музея дальней авиации Владимир Васильевич Самошин пишет о первых боевых днях и месяцах летчиков в статье «Работа Первой высшей рязанской школы штурманов в годы Великой Отечественной войны»: «Школа состояла из шести бомбардировочных эскадрилий, три базировались на аэродроме Дягилево, одна на аэродроме Ряжск, две в зимний период работали с аэродромов Закавказского и Одесского военных округов… С началом войны из личного состава 1-й Высшей школы штурманов ВВС КА был сформирован 1-й дальний разведывательный авиационный полк Главного Командования. Командиром полка был назначен майор Орловский Г.Ф., заместителем командира – майор Онискович Д. Н. Экипажи летали на глубину 500-600 км., фотографировали передвижение немецких танковых колон, разведывали аэродромы и другие важные объекты противника по заданию главного штаба ВВС. За период с 20 июля по 1 ноября полк провел 361 боевой вылет с общим налетом 1675 часов. За время боевой работы боевые потери составили: 31 самолет и 65 человек личного состава». 

Тем временем территорию школы готовили к обороне от наступавшего врага. По словам В. В. Самошина, психологическое состояние людей было таково, что даже отдельные облака порой принимали за диверсантов-парашютистов и поднимали тревогу. На крыше здания учебно-летного отдела стояла зенитная батарея. Артиллеристы дежурили круглосуточно, расчеты отдыхали прямо в здании. Еще две батареи находились в районе ангаров и складов. «После разгрома немцев под Москвой, – говорится в статье, – группа летного состава 1-го разведывательного полка была приглашена в Кремль для получения правительственных наград. За успешную боевую работу из личного состава школы получили правительственные награды: один человек – орден «Ленина», 20 – ордена « Красного Знамени», 21 – ордена «Красной звезды», 20 – медали «За отвагу», 8 – «За боевые заслуги» и 182 человека получили медаль «За оборону Москвы». 

14 октября 1941 года школу перебазировали в город Карши Узбекской ССР, где началась специализированная подготовка экипажей для выполнения одиночных полетов в сложных метеоусловиях. 24 февраля 1942 года 1-я Высшая школа штурманов переименовывается в 1-ю Высшую школу штурманов и летчиков авиации дальнего действия. В 1943 году было проведено еще одно перебазирование 1-й Высшей школы из Карши на аэродромный узел Троицк (Челябинская область). 

В Рязань школа во главе со своим знаменитым начальником вернулась в 1944 году. В своей книге Александр Васильевич подводит итоги военной работы летчиков и преподавателей за четыре года: «… мы подготовили и отправили на фронт 307 экипажей бомбардировщиков Ил-4 – это около 1228 летчиков, штурманов, радистов, воздушных стрелков. Все экипажи были обучены полетам и боевым действиям ночью, в сложных метеорологических условиях. Сотни человек подготовлены и для боевой работы на самолетах Б-25 и Ли-2. Мощными и действенными ударами по врагу бомбардировочная авиация внесла свой вклад в достижение победы. Родина высоко оценила подвиг советских бомбардировщиков: свыше 600 летчиков, штурманов и стрелков-радистов за мужество и, доблесть, проявленные в боях, были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них одиннадцать наших выпускников…». Орденами и медалями за боевые заслуги были отмечены многие военные летчики, получившие «путевку в небо» в школе Белякова, а также командиры, политработники и преподаватели. 

После войны Александр Васильевич преподавал в Военно-воздушной академии, писал научные труды, стал профессором. В 58-летнем возрасте участвовал в воздушной высокоширотной экспедиции «Север-7», при этом выполнил четыре дальних полета на «ТУ-4».

В 1975 году Беляков получил письмо из Америки. Его пригласили на празднование 150-летия основания Ванкувера (США), города, где в июне 1937 года триумфально завершился легендарный перелет «сталинских соколов» по маршруту Москва – Северный полюс – США. Бывшего штурмана просили принять участие в церемонии открытия памятника советским летчикам в честь знаменитого перелета. «Ваш вклад в развитие авиации как средства связи между народами мира, – говорилось в письме, – явился той причиной, которая побудила нас соорудить памятник, постоянно напоминающий о Ваших достижениях, и мы верим, что он будет служить постоянным выражением чувства восхищения и дружбы между народами наших двух стран». 

По маршруту 1937 года – через Северный полюс – в составе официальной делегации на могучем «ИЛ-62М» в Ванкувер полетели Байдуков, Беляков и сын их командира – Игорь Валерьевич Чкалов… Торжества получились грандиозными: многочисленные встречи, визиты, пресс-конференции, масштабные празднования. Кульминацией стало открытие в городе новой улицы – она получила имя Валерия Чкалова. Комитет по организации мероприятия выразил надежду встретиться еще раз в Ванкувере — в день 50-летия беспосадочного полета чкаловского экипажа. 

Александр Васильевич ушел из жизни за 5 лет до полувекового юбилея знаменитого перелета, в 1982 году. Хорошая, честная жизнь храброго человека, патриота и – неисправимого романтика неба! «Оптимизм – флаг корабля, – так заканчивает А. В. Беляков свою книгу «В полет сквозь годы». – К той поре [50-летию перелета в Америку] мне исполнится девяносто, Георгию Филипповичу [Байдукову]— восемьдесят. Может, еще и махнем через Северный полюс в Америку»…