on-line

     Первое плавание по нему совершили через 6 лет казаки Василия Пояркова.
     Только почти через шестьдесят лет, уже при Петре Первом начала действовать государственная программа исследования восточных окраин нашего государства и поиска морских путей к берегам Америки и Японии.
     Более чем за сто лет до правления Петра в Россию уже поступали слухи о том, что по северным морям можно пройти из Архангельска до Китая даже до самой Индии.        Время для поиска этих путей наступило только в 1710 году. Тогда  Петр послал в Охотск, в то время наш форпост на Востоке, штурманов Кондратия Машкова, Никифора Треску, Ивана Бутина, Якова Новейшина.  Цель – организация морских путей в Японию и Китай.  В 1719 году царь направляет на Камчатку Ивана Евреинова и Федора Лужина с задачей пройти до Японии и проверить «сошлася ли Америка с Азией». Геодезисты изучили северные  острова Курил и, по расспросам, составили чертеж Курильской гряды.  Выполнить вторую задачу им не удалось.     
     Еще в 1648 году Ф. Алексеев и С. Дежнев, по сохранившимся в Сибири устным преданиям, обошли северо-восточный мыс Азии, т.е. открыл пролив между Азией и Америкой, но экспедиция эта была частной и достоверных  письменных свидетельств о ней не сохранилось. Начиная с 20-х годов 18 века, Петр Великий вплотную приступил к разработке и реализации тихоокеанский экспедиций. Одной из важнейших была ПЕРВАЯ КАМЧАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1728 года.
    Царь Петр,  в своей инструкции  от 6 января 1725 года,  указал построить на Камчатке один или два бота с палубами,  на севере искать землю – «кажется, что та земля – часть Америки», установить, где Азия сошлась с Америкой, достичь какого-нибудь города европейских владений, самим исследователям побывать на берегу открытой земли, исследовать ее, нанести на карту и с ней прибыть в столицу. Начальником этой экспедиции был назначен капитан-командор Витус Беренг, его помощником Мартын Шпанберг, штурманом - 22-летний лейтенант флота Алексей Чириков.
    Экспедиция выехала на Камчатку в январе 1725 года. Пока добирались, строили корабль «Святой Гавриил» - наступил 1728 год. 14 июля началось плавание. Были открыты залив Креста и остров Св. Лаврентия. Экспедиция достигла 67 градуса северной широты, прошли северный полярный круг. Учитывая позднее время года, 19 августа 1728 года , Беринг принял решение лечь на обратный курс. Пролив, разделяющий два континента, был пройден. Мореплаватели не увидели берегов ни на западе, ни на востоке. Уверенности, что континенты разделены, не было, даже после экспедиции. Возвращаясь, экспедиция открыла еще один остров – Ратманова, сейчас самый восточный пункт России, но из-за туманов берега Америки так и не были замечены.
    На следующий год была сделана попытка пойти на восток в поисках земли, но эта попытка не удалась из-за сильных ветров и туманов.
    По результатам плавания была составлена карта и в марте 1730 года она была доставлена в Санкт-Петербург. Адмиралтейств-коллегия сочла доводы членов экспедиции неубедительными и отказалась признать открытие пролива.
    Экспедиция продолжалась. 18 августа 1732 года бот «Св. Гавриил» под командой И. Федорова и штурмана М. Гвоздева подошел к острову Крузенштерна, и моряки увидели берега Америки. Бот направился к материку, к мысу,  сейчас носящему имя Принца Уэльского, на экипаж не смог высадится на землю из-за плохой погоды. Корабль был вынужден отойти от земли. Кончилась провизия и вода, в судне появилась течь. Корабль повернулся на обратный курс. К, сожалению, успех экипажа  долго оставался неизвестным. Журнал и карта экспедиции не найдены.
    Русское правительство не было удовлетворено итогами первой Камчатской экспедиции. Сенат приказал В. Берингу подать предложения по организации новой экспедиции. 17 апреля 1732 года был издан Указ об организации ВТОРОЙ КАМЧАТСКОЙ (ВЕЛИКОЙ СЕВЕРНОЙ) ЭКСПЕДИЦИИ под начальством Витуса Беринга. Это была широкомасштабная  экспедиция.
    Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на 5 участков.
- от Печоры до Оби –
- от Оби до Енисея
- к востоку от Енисея
- к западу от реки Лены (здесь была наша землячка Татьяна Прончищева)     
- к востоку от Лены.
    На Дальнем Востоке действовало два отряда:
 - первый искал Америку
 - второй пытался достичь Японии.
   Два сухопутных отряда:
- академический -  исследовал центральные районы Сибири
- второй, искал речной путь от Верхнеудинска до Охотска.
   Для эффективной работы были созданы Охотский и Петропавловск-Камчатский порты. Была создана Охотская военная флотилия – прообраз Тихоокеанского флота.
В короткие сроки было подготовлено большое количество капитанов, штурманов и других специалистов. Всего в экспедиции участвовало более 2000 человек.
    Результаты появились только через 15 лет, но они были ошеломляющие. Изучение богатств Сибири привело к ее заселению, развитию здесь промыслов, ремесел, горного дела, судоходства и земледелия. Развился морской и торговый флот. Были разведаны новые морские и речные торговые пути. Наконец был открыт американский берег. Произошло это драматично.
    4 июня 1741 года пакетботы покинули петропавловскую гавань и направились на юго-восток. Кораблем « Св. Петр» командовал В. Беринг, на борту 77 членов экипажа. «Св. Павлом» командовал А. Чириков, на корабле 75 человек. 20 июня в тумане корабли потеряли друг друга и в дальнейшем плавание совершали порознь.
    15 июля моряки «Св. Павла» в 2 часа пополудни впереди себя увидели землю. «Оную признаем мы подлинною Америкою по месту, по положению ее, по длине и ширине» - записано в судовом журнале пакетбота. Это была южная часть острова Бейкер, находившегося всего в 15 милях от американского материка. 17 июля на берег была послана шлюпка со штурманом А.М.Дементьевым и 10 членами команды. Ждали их неделю, затем послали вторую шлюпку, но все они не вернулись. Чириков до 6 августа оставался у берегов Америки, но кончалось продовольствие, и корабль лег на обратный курс.  «Св. Павел» еще открыл гряду Алеутских островов , острова Умнак и Уналашка. Из 60 человек, оставшихся на корабле, все офицеры и часть матросов лежали при смерти от цинги, голода и жажды. Корабль вел штурман Елагин. 11 октября «Святой Павел» вошел в порт Авачинской бухты имея на борту 24 человека.
    Не менее драматично проходило плавание и В. Беринга. Америку моряки увидели 16 июля и 27 июля подошли к материку в широте 56 гр. Моряки «Св. Петра» подходили близко к островам Алеутской гряды : Кадьяку и Укамоку. Погода стояла неблагоприятная – штормы перемежались туманами, продукты и свежая вода кончились. Люди заболели цингой и многие умерли. В судне открылась течь.5 ноября  пакетбот выбросило на берег острова Врангеля, в гряде Командорских островов, всего в 80 км от Авачинской бухты. Экипаж зазимовал. 8 декабря 1741 года умер В. Беринг и еще 12 членов экипажа. Весной 1742 года экипаж построил новое судно и 26 августа 46 человек экипажа возвратились на нем  в Петропавловск.
    Так завершилось плавание русских моряков. По праву первооткрытия новые земли и острова становились владением Российского государства. Так было положено начало Русской Америке.
     
       ОСВОЕНИЕ РУССКОЙ АМЕРИКИ.

   Русские промышленники успешно осваивали открытые земли. На Алеутских и западных берегах Северной Америки добывались ценная пушнина и морской зверь. В 1799 году была образована Российско-американская компания,  которая занималась обеспечением поселений продовольствием и товарами, доставкой инструментов и оборудования для судов, строившихся для компании в Охотске и в русской Америке. Эта деятельность была чрезвычайно затруднена. Все приходилось доставлять через всю Сибирь. Необходимы были тысячи лошадей. Длилась доставка около года, что увеличивало стоимость товаров.
    В самой колонии испытывалась острая нужда в хлебе и соли, в оружии и порохе.
Сам путь доставки пушнины был затруднен. В Китай, где был рынок пушнины, товар шел два года, по дороге портился, расхищался. Убытки были очень велики.
   Необходимы были меры по защите поселений на Аляске. Англичане, испанцы и североамериканцы стремились выжить русских из Америки и с Алеутских островов.
   Они подстрекали местные индейские племена к нападению на русских, перекупали пушнину. В 1802 году поселение Архангельское на острове Баранова было разграблено индейцами при помощи иностранных пиратов. Необходимо было русское военное присутствие, хотя бы временное посещение Русской Америки военными кораблями. Еще в 1732 году президент Адмиралтейств-коллегии  адмирал Головин писал императрице, что сухопутным путем осваивать дальний Восток трудно, на отправку экспедиций и возвращение их с результатами уходит от 6 до 8 лет, те же результаты морским путем можно достичь за 11 месяцев. Кругосветные экспедиции на парусных судах позволили бы развивать торговлю, вести научные исследования, укреплять выучку флота и престиж государства. Головин предлагал выходить в экспедиции в июле, что бы приходить на Тихий океан в теплый сезон.
    Кругосветные морские экспедиции стало возможным осуществлять только с началом 19 века. Первая кругосветная экспедиция была направлена в Русскую Америку в 1803 году на кораблях «Надежда» (И.Ф.Крузенштерн) и «Нева» (Ю.Ф.Лисянский). Длилась она 3 года. Корабли вернулись в Кронштадт в 1806 году.
Членом этой экспедиции был  наш земляк лейтенант Петр Повалишин.
     Шлюп «Нева» доставил на Аляску библиотеку, научные приборы, картины, учебные пособия. Для охотников - оружие, порох, товары. Экипаж смог восстановить порядок на островах, где незадолго до этого начался захват русских крепостей (остров Ситка). Была возведена новая столица Русской Америки  крепость Новоархангельск.
     В последующем корабли, на которых совершались кругосветные путешествия принадлежали Русско- Американской компании, но были укомплектованы российскими военными моряками. Иногда плавали они с наемными командами, но под командой военных моряков. Многие русские кругосветные плавания осуществлялись и на военных судах.
     На корабле ВМФ «Диана» свое первое кругосветное путешествие на Аляску совершил наш земляк Вице – адмирал Василий Михайлович Головнин (1807-1809), второй его поход на корабле «Камчатка» был осуществлен с 1817-1819 г.г.
     В 1819 году из Кронштадта в северные  воды тихого океана вышла экспедиция под руководством М. Н. Васильева («Открытие») и Г. С. Шишмарева («Благонамеренный»). На «Открытии» старшим офицером был будущий адмирал, уроженец Рязанской губернии Александр Павлович Авинов. Экспедиция была трудной, но очень плодотворной, ее задачей являлось открытие морского пути от Балтийского моря до Аляски по северу Канады, вдоль острова Гренландия. Открытие этого маршрута на порядок сократило бы длительность морских походов, исключило прохождение Атлантического, индийского и Тихого океанов. К сожалению, маршрут был не найден. Нет его и сейчас. 
     Маршруты кругосветных плаваний на парусных судах в 19 веке, по-прежнему, пролегали по двум маршрутам:
- в западном направлении вокруг мыса Горн (Южная Америка) и затем, через Тихий, Индийский океаны, вокруг мыса Доброй Надежды (Африка);
- в восточном направлении (вокруг мыса доброй надежды и затем вокруг мыса Горн).
   Всего кругосветных путешествий, в строгом смысле этого слова, было совершено 25,  
Из них по западному маршруту 10 и по восточному – 15. Остальные плавания были полукругосветные или дальние. Всего же экспедиций в тихоокеанский регион с 1803 и по 1866 г.г. было совершено 66.
   В 1867 году было принято решение о продаже Русской Америки правительству  США и, необходимость таких экспедиций сама собой отпала.

Старший научный сотрулник
Рязанского музея путешественников
Попов Н.С.