Маршрут №2

     Петр Петрович так описал обстоятельства, послужившие поводом к этому путешествию: « Хоментовский обрадовался моему приезду. Произошел набег (баранта) сарыбагишей на русские караваны. Хоментовский решил пойти на сарыбагишские аулы у реки  Чу, что бы отнять у них табуны и стада для возмещения убытков от набега. Снарядил отряд из трех казацких сотен, батальона пехоты и нескольких ракетных станков. Сделав задуманное,  отряд возвращался в Верный. По дороге его атаковали сарыбагиши, потери отряда 17 погибших и тяжелораненых.  Отряд дал отпор. Число убитых и раненных со стороны нападавших было велико.

     Хоментовский для определения урона противника решил организовать новый разведывательный отряд и провести разведку, для чего выйти в долину реки Чу, проникнуть до западной оконечности Иссык-Куля и вернуться через горы Заилиского Алатау в Верный ».  Полковник Хоментовский предложил Петру Петровичу возглавить отряд. Предложение было принято, тем более, что оно совпадало с желанием Петра Петровича исследовать западную часть озера и решить загадку  реки Чу. Перед географами того времени стояла задача - река Чу вытекает из озера Иссык-Куль, или её истоки находятся в горах Тянь-Шаня.

21.09.56 – в 11 часов выехали в числе 90 человек казаков, следовали к западу вдоль Заилийского Алатау,  до выходящей из снежных гор реки Каскелен. Проехав 40 верст от Верного услышали отчаянные крики. Каракиргизская баранта (банда) грабила узбекский караван идущий в Верный. Прискакали на помощь.  Бандиты бежали, не успев ограбить караван. Часть казаков бросил на преследование. Проскакал часа два. Бандиты, сбросив даже одежду, налегке бежали, им удалось уйти, казацкие лошади выдохлись. Сарыбагиши пустили встречный пал по сухой степи.

22.09.56 – у реки Чемолган, стали ждать замены своих лошадей, на киргизских. Почти до утра шел дождь. Два дня шли по пересеченной местности. Только 24 сентября с перевала Суок-тюбе (Прохладная гора) увидели всю долину реки Чу. За ней простирался очень высокий горный хребет. Спускались с перевала 1 час. Заночевали.

25.09.56 – температура - -1,5, палатка обледенела. Обнаружилось, что сарыбагишей в долине нет. Очевидно, что перепуганные  кровавой битвой с русскими они бежали на озеро Иссык-Куль. Петр Петрович  решил туда   выйти со своим отрядом, следуя вверх,  по реке Чу, через дикое Боомское ущелье.

     « В сущности для моего довольно многочисленного отряда, состоявшего из 90 всадников и 20 вьючных лошадей, переход в 80 верст через почти бездорожное ущелье, в котором, или за которым,  мы должны были встретится с озлобленными врагами, т.к. почти все казаки  из моего отряда участвовали уже в походе Хоментовского, мог оказаться безумным предприятием, а поддерживать бодрость и самоуверенность между казаками мне было не легко. Густой туман в течение дня позволил пройти долину Чу незамеченными для разъездов кокандцев из селения Такмак и,  войти в узкое ущелье» - позднее в своих воспоминаниях писал путешественник.

    « Река Чу выходила в долину близ сопки Боролдай. Дождь, снег, каменные утесы громадной высоты, падавшие в реку с правого ее берега, заставили перейти реку вброд. Бурное течение, вновь такие же утесы и переход на другую сторону реки. Шли в темноте, поднимаясь на боковые стены ущелья, шли вброд у подошв обрывов, рискуя быть снесенными бурным течением. К трем часам ночи добрались до узкой котловины, в которой решили остаться до рассвета. Выставили пикеты, что бы противник не уничтожил нас,  пустив сверху камнепад. Я не спал. Тревога, выстрелы. Заметили двух киргизов, которые, увидев наш отряд,  бросились по ущелью в сторону озера. Боясь, что они сообщат о нас  и нас встретят вооруженные отряды, я поднял весь отряд и мы, не позже пяти  утра, пошли в сторону ущелья » - так П.П.Семенов описывает дальнейший путь.

26.09.56 – отряд вышел на  аул. Все мужчины разбежались, остались женщины и дети, они просили о пощаде. Петр Петрович объяснил  женщинам, что не имею никаких плохих намерений, что едет  к их верховному манапу (вождю) Умбет-але, хочет  быть ему тамыром (приятелем). Отряд  поспешил дальше, вскоре он оказались среди несметной массы каракиргизских табунов и стад, пришлось ехать долго.  Петра Петровича  встречали как почетного  гостя в богатой юрте, навстречу пришли ближайшие родственники манапа. Сам он устраивал в горах поминки по убитым в столкновении с русскими.

    « Я сказал, что приехал издалека, из столицы России, посмотреть, как живут русские переселенцы на далекой границе.  Тут только узнал я о происшедшем столкновении.  По моему мнению, между построившими город на подвластных России землях Большой орды русскими и каракергизами должны быть добрые отношения.  Вести нападения, так легко могущие перейти в войну, соседям не следует.  Русские никогда первыми не нападали, и не нападут на каракиргизов, но если будут нападения против русских или киргизов Большой орды, тогда будет возмездие, что и случилось недавно. Никаких враждебных действий русские продолжать не желают, если только каракиргизы не дадут к тому повода новыми нападениями на караваны. Вот почему я приехал и хочу быть манапу другом и прошу передать ему свои подарки. Семейство одарило меня в ответ тремя прекрасными конями и, согласно обычаям, я стол другом манапа.     День прошел в разговорах и угощениях. Меня приглашали поехать на поминки, но я отказался, сославшись, что у горных перевалов стоят значительные русские отряды, нас ожидающие, он могут быть встревожены нашим продолжительным отсутствием, явиться вслед за нами, войти в какое-нибудь столкновение со встреченными ими каракиргизами. Ночью спали настороженно, коней не расседлывали, вокруг моей юрты стояли часовые » - так описал позднее свои, в высшей мере дипломатические переговоры, Петр Петрович.

27.09.56 – утром Петр Петрович с переводчиком- казаком и двумя проводниками сарыбагишами выехал к западной оконечности Иссык-Куля. Он хотел выяснить -  река Чу выходит из озера или же она течет из гор Тянь-Шаня, а из озера выходит река Кутемалды и впадает в Чу. Или же,  Чу впадает в озеро, а из озера выходит  река  Кутемалды  и несет свои воды в Чуйскую долину.    Выяснилось, река Чу течет  из гор Тянь-Шаня. Не доходя пятнадцати верст до Иссык-Куля, река Чу сворачивает и,  через Буамское ущелье,  уходит в долину. Озеро Иссык-Куль  реку Чу не питает и, вообще стока не имеет.

     Главная цель путешествия к западному берегу Иссык-Куля была достигнута, а безопасность вверенных П.П.Семенову людей требовала неотложного возвращения в Верный.  После обильного обеденного угощения он поднял отряд и дружески распрощался с хозяевами.  Проехали верст 15 по северному берегу озера (Кунгею) и начали подниматься в горы Заилийского Алатау. Ночевали, не зажигая костров, опасаясь неожиданных нападений вне границ власти манапа. За следующие три дня отряд преодолел уже заваленные  снегом перевалы  Дюренынь (3000 м),  Каскелен. 

1.10.56 – все вернулись в крепость Верный, где были торжественно встречены.

     Цели путешествия в долину Иссык-Куль с посещением восточного, западного берегов озера и реки Чу, были достигнуты. Наступала зима. Изучение Тянь-Шаня откладывалось на следующий,  1857 год.

«Рязанский музей путешественников»

 

30 августа 2014 года.