Головнин В. М.

Один из первых русских военных моряков, совершивших кругосветное путешествие – вице-адмирал Василий Михайлович Головнин (1776–1831). Он был разносторонней личностью: мореплавателем и историком, географом и экономистом, литератором, кораблестроителем, государственным и общественным деятелем. Василий Михайлович обладал аналитическим умом, целеустремленностью и несгибаемой волей в достижении поставленной цели. 

Родился Василий Михайлович 8 (19) апреля 1776 года в селе Гулынки, Пронского уезда (ныне Старожиловского района), Рязанской губернии.  Дворянский род Головниных был не очень богат, но известен своим служением России. Отец выдающегося мореплавателя, Михаил Васильевич, был отставным капитаном Лейб-гвардии Преображенского полка. Мать, Александра Ивановна, дочерью капитана того же полка Вердеревского. Ее род был очень знатен. Александра Ивановна происходила по прямой линии от сподвижника легендарного великого князя Олега Рязанского, татарского мурзы Ивана-Салахмира Мирославовича, и княжны Анастасии Ивановны, родной сестры князя. Имение в Гулынках принадлежало ей. 

Василий Головнин воспитывался как будущий воин. После смерти родителей опекунами девятилетнего мальчика стали дальние родственники – Наталья Ивановна Бахметьева и ее брат Дмитрий Иванович Маслов. Мужчины из рода Бахметьевых были потомственными моряками, это и определило дальнейшую судьбу будущего вице-адмирала. 

В 1788 году сержант лейб-гвардии Преображенского полка Василий Головнин был переаттестован кадетом и принят в Морской кадетский корпус. Обучение было закончено в 1792 году, но из-за юного возраста Головнина его выпуск из корпуса был отложен на год, хотя к тому времени он уже имел за плечами участие в двух морских сражениях со шведами и был награжден медалью. После выпуска Василий Михайлович 8 лет служил в Российском флоте, участвовал в походах и боевых действиях. В 1802 году в числе наиболее подготовленных русских офицеров Головнин был направлен в Англию, где знакомился с организацией и тактикой ведения боевых действий английского флота, считавшегося лучшим в мире. 

Василий Михайлович ходил на кораблях в Атлантике, бывал в Индии, служил под командованием знаменитых адмиралов Горацио Нельсона и Катберта Коллингвуда. Вернувшись в Россию, Головнин составил свод морских сигналов, которым моряки пользуются и поныне.  

В 1806 году Василий Михайлович назначается капитаном шлюпа «Диана», в задачу которого входило сопровождение к берегам Русской Америки коммерческого судна Российско-Американской компании «Нева» («Нева» и «Надежда» – корабли, участвовавшие в первом кругосветном плавании Российского флота в 1803–1806 гг.). Кроме того, экипаж «Дианы» должен был составить опись тихоокеанских побережий, находившихся в сфере военно-экономических интересов России, а также вновь открытых земель и территорий. 

Однако экспедиция сразу не задалась. Во время подготовки к плаванию шлюп «Диана», бывший ранее обычным транспортом-лесовозом, долго переоборудовали. Эти работы затянулись, и «Нева» под командованием лейтенанта Леонтия Андриановича Гагемейстера вышла в открытое море самостоятельно в октябре 1806 года. «Диана» смогла покинуть причал Кронштадта лишь 25 июня 1807 года. После этого шлюп Головнина долгое время стоял в английском Портсмуте из-за таможенных придирок. Позже мореплаватель в сердцах напишет: «Все знают, что подлее, бесчестнее, наглее, корыстолюбивее и бесчеловечнее английских таможенных служителей нет класса людей в целом свете» (В. М. Головнин «Путешествие шлюпа «Диана» из Кронштадта в Камчатку»). 

Плавание проходило в сложных погодных условиях, и лишь в январе 1808 года «Диане» удалось обогнуть южноамериканский мыс Горн. Однако сильные штормовые встречные ветра не дали судну возможность выйти в Тихий океан. После двух недель борьбы со стихией Головнин решил пройти к Камчатке другим, более длинным путем: через Индийский океан и далее вокруг мыса Доброй Надежды и Австралии, предварительно сделав стоянку для отдыха экипажа в порту Симонс-бае (Южная Африка). 21 апреля при заходе в порт шлюп «Диана» был арестован. Дело в том, что пока шло плавание, начался конфликт России и Англии. Почти 13 месяцев «Диана» простояла в окружении кораблей неприятеля, несмотря на то, что Головнин имел паспорт от английского правительства для свободного пропуска «Дианы» даже в случае войны с Россией. 

Ночью 15 мая 1809 года, когда начал дуть шквалистый северо-западный ветер, Головнин приказал своим матросам рубить якорные канаты. «Диана», поставив штормовые паруса, вырвалась из плена. Головнин, опасаясь встречи с английскими кораблями, ушел в южные широты, а затем, пользуясь попутными ветрами и благоприятствовавшими течениями, совершил на своем не самом скоростном судне бросок расстоянием в 6000 миль. 

25 сентября 1809 года, через 2 года и 2 месяца после отплытия из Кронштадта, «Диана» прибыла в Петропавловский порт на Камчатке. В ту же осень Головнин ходил в столицу Русской Америки, г. Ново-Архангельск, расположенный на острове Баранова в Александровском архипелаге. 

Весь 1810 год Василий Михайлович провел на Камчатке, а в следующем получил от морского министра Российской Империи И. И. Траверсе задание обследовать Курильские и Шантарские острова. При выполнении этих работ в июле 1811 года Головнин был взят в плен японским гарнизоном о. Кунашир. Вместе с командиром были захвачены мичман Ф. Ф. Мур, штурман А. И. Хлебников, матросы Д. Симонов, С. Макаров, М. Шкаев и Г. Васильев, а также переводчик, житель Курильских островов. Более двух лет находились моряки в японском плену. Только в октябре 1813 года японцы освободили пленников. Головнин с товарищами по несчастью вновь поднялся на борт «Дианы». На корабле устроили настоящий праздник, а его командир обратился к экипажу со словами: 

– Сим возвратили вы нам жизнь для Отечества нашего! 

Записки «В плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах», изданные Василием Михайловичем вскоре по освобождении из плена, были переведены на многие европейские языки. 

Спустя три года в России началась подготовка к новой кругосветке. Специально для этой цели на столичной верфи был построен шлюп «Камчатка» длиной 130 футов (около 40 м) и грузоподъемностью до 900 тонн. 

Командиром нового корабля стал капитан 2-го ранга Василий Михайлович Головнин. 

В соответствии с предписанием экипажу «Камчатки» надлежало доставить различные грузы в порты Петропавловска и Охотска, провести ревизию деятельности Российско-Американской компании, а также продолжить опись районов Русской Америки, не достаточно точно положенных на карту. 

Шлюп выходит из Кронштадта 26 августа 1817 года, а уже 10 сентября швартуется в английском Портсмуте для покупки современных географических карт и навигационных инструментов. Путешествие через Атлантику прошло без осложнений, и даже непокоренный в прошлой экспедиции проход в Тихий океан вокруг мыса Горн был в этот раз снисходителен к русским морякам!

Корабль под командованием Головнина зашел в перуанский порт Кальяо, проследовал курсом на Маркизские и Гавайские острова и 3 мая 1818 года был уже в Петропавловском порту на Камчатке. Выполняя работы по описанию берегов Северной Америки, Головнин прошел через Алеутские острова, посетил остров Кадьяк, Ново-Архангельск, Форт-Росс. Ревизия владений РАК была проведена в 22-х пунктах. В частности, была произведена перепись населения на 25 островах, описаны миссии, коренное население, уточнены размеры урожаев зерновых. Во второй половине августа 1818 года шлюп «Камчатка» совершил плавание к берегам Калифорнии. Головнин составил подробное описание этой испанской колонии, ее естественных богатств, социального строя и климатических условий. 

5 сентября 1819 года шлюп «Камчатка» под командованием В. М. Головнина  прибыл в Кронштадт. Так закончилось его второе кругосветное путешествие, которое было проведено идеально с точки зрения управления судном и слаженности работы экипажа. (Итоги экспедиции описаны в труде В. М. Головнина «Путешествие вокруг света, по повелению Государя Императора, совершенное на военном шлюпе «Камчатка», в 1817, 18, 19 годах»). 

Вместе с Головниным в этой кругосветной экспедиции принимали участие будущие кругосветные мореплаватели и светила морских исследований: Федор Петрович Литке, Фердинанд Петрович Врангель, будущий главный правитель колоний Российско-Американской компании лейтенант Матвей Иванович Муравьев. За научные исследования, проведенные во время экспедиции на «Камчатке», Василий Михайлович Головнин был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В последующем он был генерал-интендантом флота, руководил кораблестроительным, комиссариатским и артиллерийским департаментами. Под руководством Головнина было построено около 200 военных кораблей. 1 июля 1831 года Василий Михайлович Головнин скончался в Санкт-Петербурге во время эпидемии холеры. Но имя выдающегося мореплавателя-рязанца осталось на картах материков, океанов и морей. На острове Кунашир есть вулкан Головнина, между Курильскими островами корабли проходят проливом Головнина, на Камчатке можно любоваться видами полуострова с горы Головнина. А на Аляске, в бывшей Русской Америке, есть город Головнин (в наст. вр. – Головин), существуют также залив, лагуна, мыс и другие географические объекты, названные в честь Василия Михайловича Головнина.