Святитель Мелетий

«Загадка дневника о путешествии по Вилюю, хранящегося в личном фонде С.Д.Яхонтова в ГАРО»

    В Государственном архиве Рязанской области (ГАРО), в фонде Яхонтова С.Д.,  хранится архивное дело, датированное августом 1893 года. Оно имеет два названия. Первое: «Дневник путешествий С.Д.Яхонтова по Сибирским рекам и по Украине». Название взято в квадратные скобки и ниже написано: «Отчет о путешествии по Сибирским рекам и Якутску за 1893 год. Заметки офицера российской армии времен активных боевых действий на Украине за 1916 год. Авторы неизвестны». (1)
    Рязанский музей путешественников всегда интересовали рязанцы-путешественники, поэтому  «Отчет о путешествии….» был взят в изучение, в целях установления его автора.
    Дневник был написан чернилами на шестнадцати небольших листах (13х21 сантиметр) тонкой бумаги  размашистым, хорошо выработанным, то есть трудно читаемым, легко узнаваемым почерком С.Д.Яхонтова. Пять последних страниц на треть листа были залиты чернилами. Эти места не читались.
    Начиная с третьего слова дневника – начались загадки.  В названии парохода, на котором проходило путешествие,  не было однозначности, можно было прочитать название как «Гротов», «Громов», «Грошов». Проверка показала, что в российском кадастре судов, на конец 19 века, существовал только пароход «Громов», но…. .  Он был построен в  городе Тюмени на заводе Курбатова и Игнатова в 1893 году, затем переправлен частями по железной дороге в Жигалово (верховье реки Лена), там собран и,  провел свою первую навигацию только в 1894 году.(2)  По данным «Летописи Вилюйского улуса (XVII –XX вв.), 16 августа 1894 года отмечено прибытие в Вилюйск парохода «Громов» с баржой «Мария». На этом пароходе прибыл губернатор Якутской области В.Н.Скрипицын с большой свитой.  С этого рейса было установлено регулярное сообщение между Якутском и Вилюйском. До этого в Вилюйск заходил пароход «Пионер», но это было в 1884 году. (3) 
     Таким образом, изложенная в дневнике информация по пароходу «Громов» и о дне, и месяце его приходе в Вилюйск подтвердилась, но выявлена ошибка в годах. Путешествие было в 1894 , а не 1893 году. Это было перепроверено затем при дальнейшей  расшифровке дневника. Буквально в следующей фразе. Ранее она читалась как « 15 августа дн(день)», на самом же деле нужно было читать: «15 августа 94.» И в дальнейшем, в дневнике дважды упоминается 1894 год. Так была установлена точная дата путешествия.


      Мог ли С.Д.Яхонтов, в это время,  находится на пароходе «Громов» в Якутии? Думается, что нет.  Согласно очень многим источникам, С.Д.Яхонтов 12 июня 1894 года выступал с докладом на годичном собрании, посвященном десятилетию Рязанской ученой архивной комиссии. (4)  Простой расчет показывает, что за два месяца он не мог добраться от Рязани до Якутска, откуда было начато путешествие. До Иркутска, он мог доехать, недели за две,  по железной дороге.  Затем, добираться пришлось бы на лошадях, переправляясь через реки, преодолевая горные перевалы. Это  около 2500 верст. Средняя скорость такой поездки – 25-30 верст в день.  Успеть можно было только к сентябрю.  И самое главное – нет причины, цели такого путешествия. А ошибка с датами путешествия еще раз подтверждает, автор дневника является кто-то другой.  По отзывам лиц, хорошо знавших С.Д. Яхонтова, он обладал отличной памятью и не мог перепутать даты.
     Другое дело, если дневник  не был  написан самим  С.Д.Яхонтовым но, он мог снять с него, в каких-то целях,  рукописную копию.
     Изучение дневника показывает, что в тексте нет описок, зачеркиваний, вставок текста, как это обычно бывает в дневниках. Строки ровные, без завалов, сделаны с одинаковым нажимом, одними  чернилами,  по всей вероятности, за столом, а не в походных условиях. Текст дневника как бы «вырван» из более крупного повествования, т.е. не имеет логического начала и конца. В дневнике, который должен был вести путешественник, проехавший уже почти  8000 верст, должны быть описаны, хотя бы вкратце, места, где он бывал; должны быть сравнения с ландшафтом местности, откуда он приехал. Путешественники, как правило,  сравнивают условия жизни местного населения и жителей его родины, сравнивают обычаи. Должны быть, хотя бы вкратце, сравнения Оки и Вилюя, их берегов, лесов, деревень и окраски осенней листвы.  Здесь же все описано так, как писал бы человек, хорошо знающий Якутский край или живущий здесь постоянно. Несомненно,  есть в дневнике и описания географических  объектов (гор, мысов, берегов, небольших рек и озер) но все они носили характер ориентиров месторождений полезных ископаемых.  Перечислялись названия бродов, урочищ и скал, известных только местным жителям. 
     Автор дневника себя не называет, не говорит он прямо о своей должности и о положении в обществе, о регионе проживания.  Создается общее впечатление, что он уже бывал в этих местах, ходил он уже и по реке Лене. Он вхож в круг губернатора, знаком с документами, которые пишет сам губернатор Якутской области, и с теми, которые представляют ему. Описывая своих попутчиков, он не дает им характеристик, как будто их давно и хорошо знает. Хорошо знаком с проблемами губернии и, особенно,  с положением местного населения. Что особенно видно из дневника, он имеет непосредственное отношение к православной церкви. Он озабочен вопросами миссионерства, расширения церковного влияния на северные, недоступные районы, он озабочен поставками для церквей епархии, знает священников, планы постройки новых церквей. Много в дневнике мыслей об общественной жизни, о социальной справедливости, о гуманистических идеалах веры.
    Должность его была не ясна. Только после многократного изучения текста  была получена зацепка.  В ходе поездки в Вилюйск, губернатор и его свита посетили колонию прокаженных, знакомились с её проблемами.  В  дневнике  появилось мнение автора, о том,  чем можно лечить эту болезнь. Упоминалась трава, растущая в Якутии, в простонародии  называемая  «Кучукчу».   Вот эта запись: « В бытность Мисс-Марден пробовали ее на заседании у меня в Архиер. доме. Она сильно потогонная и крепкая на желудок». Вот в этом разгадка. Кто мог принимать «у себя» в Архиерейском доме в Якутске иностранку, если не сам епископ Якутский и Вилюйский.


    Согласно энциклопедии Блокгауза-Эфрона, мисс Кэт Марсден, действительно в 1891 году лечила прокаженных в колонии Вилюйска,  вела разъяснение о пользе полыни ARTEMISTIA.L. (5) )  В 1892 году посетила Якутск. (6)

    Епископом Якутским в то время был Мелетий (Якимов Михаил Козьмич).    Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири, "апостол якутов". (7) С уверенностью можно заявить, что  он и является  автором дневника.  К тому же, в «Летописи Вилюйского улуса (XVII – XX вв.)» прямо указано, что 16 августа 1894 года  на пароходе «Громов» в Вилюйск « прибыл губернатор Якутской области В.Н.Скрипицин и епископ Мелетий с большой свитой». (8)

    С 14 октября 1896 года – он  епископ Рязанский и Зарайский. Скончался 14 января 1900 года.  Похоронен  в Архангельском соборе Рязанского Кремля.
    В 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена Мелетий был причислен к Собору Сибирских святых. Местночтимый святой Рязанской, Иркутской и Красноярской епархий.
    18 июня 1998 года обретены нетленные мощи святителя Мелетия. 18 сентября 1998 года мощи были перенесены в Рязанский Свято-Троицкий монастырь.
    Теперь, когда стал  известен автор дневника, уместно поставить  вопросы.  Каким образом дневник попал от святителя Мелетия к С.Д.Яхонтову?  В каких целях С.Д.Яхонтов с дневником  работал? Где сейчас дневник? 
    Начнем от последнего вопроса.  Где дневник сейчас –  не известно. Существует ли он сейчас – не известно. Можно сказать, что данных о том, что он когда- либо публиковался -  нет.  Возможно, в ГАРО хранится единственный сохранившийся письменный источник, содержащий сведения о путешествии святителя Мелетия по Якутии.
     В каких целях С.Д.Яхонтов с дневником работал, можно только предположить. Это, возможно,  связано с миссионерством.   С.Д.Яхонтов, как и святитель Мелетий,  был миссионером.    8 июня 1898 года, по распоряжению преосвященного Мелетия, в Рязани состоялся I Миссионерский Епархиальный съезд. Для участия в столь знаменательном событии были вызваны окружные и благочиннические миссионеры, священники тех приходов, где проживало более всего раскольников.(9) 
     Дневник мог быть передан С.Д.Яхонтову для подготовки доклада на этом съезде.
     Когда дневник попал к С.Д.Яхонтову?  Вероятно при жизни святителя. В последующем работ по этому вопросу Яхонтов не публиковал.
     Рязанский музей путешественниов имеет совершенно иную направленность,  поэтому  готов оказать свою помощь тем заинтересованным лицам, которые считают необходимым дополнить,  или расширить наше исследование по дневнику святителя Милетия.        
 
 Текст дневника:  Поездка в Вилюйск. «Громов». 15-23 августа 1893 года.

     15 августа  94. На пароходе «Громов». В 10 часов отслужили молебен божьей матери с водосвячением. Уже три ночи в пути. С утра 13 августа ушли более 200 в(ерст).
     Прочел с удовольствием сообщенный Влад(имиру) Ник(олаевичу) (губ.)[Владимир Николаевич Скрипицин – губернатор Якутской области (1892-1898 годы) – прим.автора ] доклад советника Меликова[Дмитрий Иванович Меликов – советник областного правления – прим.автора ], по ревизии Колымской  округи, и по изысканию пути к Охотскому морю. Отчет касается всех частей общеобычных  для характеристик края. Вот его план. Границы: считает нужным дать  Колымскому ______   больше пространства на  Северо-Восточном углу, для _______, т.н. Тиригинской округи, проведенный по горному хребту много захватывает земель, необходимых для довольствия Колымских _______.  Говорит о малочисленности населения. Сословий крестьян. Куда-то сословие исчезло.
Занятия: рыболовство, ______   , _______, _______, земледелие и огородничество. Все это в самом неприглядном виде,  _______  _______ и звероводство.  ________     ________  ________ казною, которая  _______ _______ ______, хлеба по 14-ти пудов,  _______ пород, _______ и проч. Доставка провианта  означает  изыскание кратчайшего  и удобнейшего пути. Торговля. _________. Почтовое дело. Медицинские части. _______  _______  _______. Школы. Пожарные  части. Управление через чинов  _______ _______, исправно, и прочее. Неудовлетворительное и _______ по трудности сообщения с чукчами. Меликов, будто бы, встречал очень много не_______ от  8 – 12- летнего возраста;  много умирает _______.  Есть многоженство,  и _______ имеют работниц и при______  за _______ . Необходимо, что бы миссионеры жили в кочевьях чукотских, а не в Нижнее-Колымске, где они теперь берут дрова, живут два миссионера и приходский священник  благо, что это уже _______в сознании их самих.  Новиносвященный  отец Михаил Печевин ( _______ ) избирает себе свой в пятистенной крепости _______  больш___ Анны, по линии п. Анадырь. От черты его района Анадырский _______ будет в 200 верстах; следовательно,  сюда удобно было бы проникать к ______чукчам по северному берегу реки Анадырь, до истья, или залив Святого Лаврентия, до куда лежит город Магадан. Тут готовые часовни и даже удобные для выдвижения. Есть два дома жилых, следовательно,  миссионер не будет очень одинок. Чукчей с окрестных  _______ и элилибанских районов по причинам _______ . С приближенного стана путь чиженных чукчей лежит к _______. Господин Меликов говорит ровно о ревизских _______, которых менее 300. Каргаулы по его словам живут на голом берегу Берингова пролива и приплывают к нам на байдарках. По словам И.Н. Харитонова[Иван Николаевич Харитонов – купец, якут – прим.автора ], ______  _______ ______ в 40-х годах при миссионере А.Аргендове[ ], - церкви чукчей не принадлежащие  к Долгано-Енисейской губернии – имеем  довольно многочисленные. Т.о. немудрено, что с американскими эскимосами, островитянами и другими поселенцами берегов Северного Ледовитого океана наберутся не только десятки и сотни тысяч якут дикой природы. Господин Харитонов очень хвалит чукчей – народ весьма добрый, податливый на дела милосердия и _______, рассудительный, солидарный. Они всегда внимательно выслушают – и потом один, при них отвечает резонно, другие не перебивают, значит,  они способны воспринимать все разумное и полезное для них. Их нация сильнее прочих племен,  усиливается.
     В половине третьего стали на якорь против Тархая (Молочные горы), на правом берегу Вилюя. Параллельно выдающиеся гряды белого камня – это алебастр; есть, будто бы и кварц – материал для выделки фаянса. Но еще рука человеческая не касалась этих богатых залежей,  тянущихся на несколько верст,  вдоль и поперек.  Здесь на левом берегу в первый раз встретили жилища славных якутов, выглядивших какими-то дикарями. Пароход остановился проверить, нет ли рыбы. Нашлась стерлядь.
     16 августа – праздник Обители и годовщина братства Христа Спасителя. Служили молебен во втором классе. И.Н.Харитонов предложил чай. За чаем составили подписку в пользу братства. Его превосходительство внес 25 рублей, Харитонов – 50, - всего до 130 рублей. И слава Богу!
     Шли противТумир-хая [мыс на реке Вилюй – прим. автора], где есть _______ руда. На Марха оказываются признаки золота – и не мудрено. Берега Вилюя и _______ содержат много ископаемых сокровищ. Ближе Сунтара есть утесы калийной соли, окрашенные в разные цвета, при коих желтый,  полагаю, отличается нездоровыми качествами. Была речь о прокаженных, которые по обе стороны Вилюя есть. Особенно сильна зараза в Мархинском приходе, на огромном озере «Убунгуи». В прошлый год там перемерло до 30 человек, после наступления _______  Мисс – Марден [Кет Марсден – англичанка,  медсестра – прим. автора ], которая _____ _______ _______, Чесм, Сихров и проч.
     Перемена образа жизни, как видно, на них действует невыгодно, сокращают их жизнь. Свыкшись с болезнью, они ее переносят с терпением, и страдальческую жизнь ________, умирая невинною смертью заживо.   _______ как бы возбуждает в их гнилых организмах гнилостное  движения -  и смерть ускоряется.
Медицинский  _______   _______  _________ .  Доктор  Гимер[врач Вилюйского лепрозория – прим. автора ] начал делать большие ослабления  __________________ смрад неотвратимый от их испарений. Начали умирать от  возбужденного брожения  материи и бацилл.  Лечение _______ стало рвать  кожу и открывать раны.  ________ страданий не дало должного результата. Полагал бы, что  лечение сассанерелью должно помочь больным, умеренно возбуждая истерику и очищая кровь от заразных элементов. Отчего бы не позаботится делать пресловутую «Кучукчу» растущую около Аяна. Прежде ее вывозили с Аяна в Якутск. Коммерсанты   считали целительными ее от разных болезней. Почему бы теперь не испытать ее даже усиленно?  В бытность Мисс- Марден пробовали  ее на заседании у меня в Архиер. доме. Она сильно потогонная и крепкая на желудок.  Очень не мудрено, что она наровне с сассанарелью будет оказывать хорошее действие на зараженных, точно не отравит, так как эти травы изгоняют всяческую заразу, конечно на первых периодах заражения.  Для _______ они могли бы принести действительную пользу.
     В 60 – ти верстах от города встретил нас исправник Б.Ф.Кочаровский [Болеслав Филицианович  Кочаровский – исправник Вилюйского уезда - прим. автора], с известием, что все обстоит благополучно в округе. Встретил на том пункте, где особенно встречаются  мели. И действительно, стали попадаться перекаты до 8 и 6 четвертей, что для парохода,  идущего на 5 четвертей ничего, но баржа, идущая на 8 глубины, должна бороздить по фарватеру, хорошо еще,  что он песчаный, а не каменистый.

20 августа  (суббота). Устье Вилюя. Половина десятого утра. Не чаяли так скоро совершить путешествие. Бог помог все исполнить и благополучно пройти Вилюй в такое короткое время. В Вилюйск пришли утром 17-го. В Соборе (село Чарот, в верхней церкви) отслужили  благодарственный молебен. Сделали визит господину исправнику, Н.А.Расторгуеву[купец – прим. автора],  протоиерею отцу И. Винокурову[Иван Винокуров – пастоятель церкви в лепрозории (1891-1912)], отцу Иоанну[Попов – прим. автора], В.И.Кондаковой[жена чиновника по особым поручениям – прим. автора] и Ив.  Ник. Харитонову, где была квартира. После отправились в колонию прокаженных, где 28 человек, явившихся на лицо, а всего 35 человек. Живут в трех юртах, на ________ .
Господин доктор Гимер _______  _______  _______ . Требует постройки бараков. ________  ________  _______, но архитектурные прикрасы. Иконостас и иконы уже идут транспортом через _______  _______  и Иркутскую Д.Консисторию. Привезены кресты, изготовленные в Иркутске по образу тех, которые водружены на  Ново- _______ соборе. Осматривали местность. Приходится под дом и двор священника занять «Агабью заимку». Вода может получаться с ключа, если в нем устроить бассейн и расчистить сам ручей. В двух верстах есть большое, глубокое озеро, лучше тех озер, которые будут в распоряжении колонии и медицинского персонала, требующего себе места у самой церкви.    Гимер не соглашается строить бараки по ту сторону оврага. Приходится согласиться с ним, как скоро отец Иоанн избирает себе (для причта) помещение подле старой землянки, в бору, где будет отличный парк, от церкви не более полуверсты. Он считает необходимым несколько изолировать два причта от колонии больных, при опасении заразы; а при таком выборе она устраняется.  Колония располагается на западной стороне от церкви; «Агабья заимка»  находится на южной стороне и может быть _______ совсем удалена от  колонии изгородью.
     В колонии, на открытом воздухе служили всенощную, а после оной водоосвещенный молебен. Больные окраплены святою водой. Целовать крест доктор не допустил, как это делается на парадных молебнах в войсках.  Больные приносили губернатору мольбы на то, что у них не моют и не перевязывают раны, не дают лекарств. Просили об улучшении пищи, о выдачах муки вместо хлеба, изготовленного в Вилюйске за 20 верст; сами делать будем «лепешки» и утолять голод. Необходимо собирать в колонии и остальных, укрывшихся в лесах. Но разбросанность юрт очень затрудняет доктора. Губернатор  поручил  господину исправнику (Кочаровскому) переставить еще одну юрту, или две в группу пяти юрт, где могут собираться больные. Одну юрту предложено превратить в баню. С устройством образцовых бараков, можно было бы сдавать эти юрты _________, что бы бараки выветривать и сдавать на зиму свежими;  потребуется, конечно, и ремонт. В таком случае и юрты принесут свою долю пользы, что бы,  не напрасно потратить деньги.
18 ___ Лигурийский  было говорено много поучений на  _______ любящего бога вся _______  ________ во благие - _______, _______ началась деятельность человека. Оно понравилось господину губернатору по ясному и точному определению любви, соответственно тому, в каком поведении и при каких условиях находится само призрение прокаженных. Да Бог благословит  радостью. Попечитель колонии пожертвовал дом для священника колонии,   уже срубленный  при церкви, с тем, что бы готовить и отделывать за свой счет. Господин Харитонов принялся строить в колонии усыпальницу Святого Лазаря, уступил лесу и рабочих для постройки церковной. Заслуги его для колонии велики. В прошлый год пожертвовал на колонию 500 пудов хлеба, 2000 рублей деньгами, другими разными пособиями и услугами, всячески способствовал устройству и поддержанию колонии _______  _______  орденов. На содержание прокаженных ассигновал  _______  ________  по 4 тысячи в год. Теперь нужно содержать 70-80 человек.  Почему господин Губернатор  отдал распоряжение собрать до 80 _____  проживаемых в колонии прокаженных.  С перестановкой юрт и постройкой нынешней осенью больничного барака является возможным  исполнить это доброе распоряжение.  Помоги, Господи!
    Половина  двенадцатого. Нагрузка дров. Два колока, оставленные в передний путь, на тот случай, если бы он, не доходя до Вилюйска, сел на мель, теперь, при благополучном ходе и возвращении, оказывается лишней тяжестью.  Капитан Алексей Иванович Калинин счел за лучшее паузки  бросить, как это сделано им на устье Алдана, проще говоря,  на буксире они должны замедлить ход парохода, как скоро есть еще баржа, хоть теперь уже легкая. Сняли тентовую крышу, и пустили оба паузка на волю ветров, пока воспользуется ими какой-нибудь  добрый, смышленый человек.
    В 2 часа дали свисток – к движению вперед. В 3 часа вошли в реку Лену. Ландшафт значительно изменился. По одну сторону  Верхоянские горы, где цепи высоких сопок окаймляют берег, на западной (Вилюйской) стороне низменность и едва виден берег, все вода и вода… Справедливо величают Лену  величайшей рекой Сибири.  И река, _________
С Вилюйского _________. 
    В результате имеем соглашение по устройству колонии прокаженных и личное ознакомление с положением епархиальных дел. Открыты ссуды церковных свеч, ладана, церковного вина,  ______  для просфир, в доставке помог нам «Громов».  Дай Бог, что бы и на будущее время, было такое удобство в сообщении с далекими  окраинами.

21 августа(воскресенье). Ночь была звездная. Фарватер речки был виден. Капитан нашел возможность идти всю ночь. Таким образом, ушли к полудню с устья Вилюя до 250 верст, т.е. половину пути к Якутску. Обозревая отсюда ________  Вилюя находишь, что по левую сторону реки только одна ______ церковь, а все остальное пространство на тысячу и более того на север, занято кочевниками, живущими без храмов Божьих.
     Уже на берегу Лены – Жигнинская и Булунская  церкви – и это вдали, со своими районами, со включением необъятных островов Лены  и Ледовитого океана. Левая сторона Вилюя граничит уже с Жессио ( Енисейская  губерния)[ Жессио – озеро, другое название –Жессей или Ессей -  прим. автора] и  ______ рек   Хатанги и Анабара.. Интересно знать, сколько здесь находится жителей и,  какой образ жизни они ведут. Необходимо и сюда внести свет  Христов, в просвещение этой мрачной северной тайги.  
    Просвещение Северной тайги издавно шло с Якутской стороны. Доказательством тому служит служествование  якутских священников-миссионеров на Жессей и Туруханский  край, потому что при отсутствии пароходства по Енисею гораздо труднее было проникать сюда из Енисейска (Красноярска) или Томска. И епархия- то Томская и Енисейская входили в состав одной – Иркутской. Но вот, после долгих сношений и мероприятий в 1893 году, осуществилось желание – учредить Жессейский приход с особым причтом. Из Якутска_______ ставленый ________  отец Павел Попов, и  окончивший  курс Семинарии,   _______ отец Гуров и   V класс Стефан Семеновский,  достигли места своего назначения, освятили Жескейскую церковь, построенную одним якутом на свои сбережения во имя Святого Василия Великого. Бог знает, суждено ли привиться этой миссии в суровой, мало вожделенной почве. Причт возвратился в Туруханск и мало _______ Жиссейскому делу. Опять надо идти на ______ с якутской стороны. Эти задачи приблизят к разрешению в будущем. Оказывается, что можно проникать на Жессей с Жиганска, с Бестяха, где уже с Божьего соизволения предположено соорудить молитвенный дом новый во имя Казанской Божьей Матери. Отсюда путь на верховья Ангабара, там проживала не одна сотня жителей-тунгузов. А ныне, как сказывают, оскуденной от трудной борьбы с  суровой природой. Оленье хозяйство в упадке и жители вымирают. Надо спешить туда на помощь, поднимать дух у оставшихся эскимосов и направлять их на надлежащий путь. Если так же и с Енисейской стороны  будет приложена забота к устройству церквей и притч на Крайнем Севере, - тогда и эта заброшенная сторона увидит свет,  найдет себе отраду и начнет выбираться из  этой мертвящей среды под гнетом суровой природы, что бы начать разумную общественную жизнь.
     Гражданское начальство  _______ теряет голову, смотря на  бедствующее положение пятой части  всего населения  якутов,  порабощенное богатыми людьми из числа жадных и бесчестных людей их общества. Это класс людей безземельных. Первым обратил на это внимание  В. Н. Скрипицын в отчете за 1893/4 год, предоставленный на Высочайшее воззрение Его Императорского Величества, так же _______  экономического бытия общества. Лучшие участки земли и _______ захвачены людьми сильными, в силу старых преданий, нередко как собственности, перешедшей от предков, или же по неправильным сделкам и векселям,  захваченная  на неопределенное  время от должной за ней оплатной доли, ______  _______  ________  _______  .
     Как высвободить этот Забайкальский народ?  Поровну правильно _______  _______ других   _________  земель или  _______  (______) ______ быть равномерной, а равно в каждом ________  по количеству удобных земель приходится на душу.  Эти счеты и расчеты уже выведены наружу, на чистую воду, Забайкальской духовной миссией  - и давно разрешено более в принципе, чем на практике, - чрез  _______ и _______ из общих инородческих ( бурят) владений особых учетов долей _______ и хорошей земли. Эти участки отведены по всем ведомствам; образовались селения, так например Корсаковы и Кудрявцевы _______   ________ Миллионную улицу, Инсинские  ________ Дувесских селений, Новосинские на Тугнух, Киринские  -   на дачах Кяхтинского купечества и т. д.
    Есть подушные селения старых времен, образовавшихся из кочевий разного люда на монастырских землях. Нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что в Даурии образовались эти  поселения, в борьбе с язычеством,  _______  и шаманством. А в Якутской области  - ________  Богу- ___________  _____________ _____________ . Казалось бы, что  _________ христианской веры,  должны ________  _______  явления, как преобладания богатых над бедным классом народа.  Но если  _______ , являясь нежелательным по духу христианства, - но значит начало христианства, столь благ___________ ни общечеловеческих, еще мало проникали в сознание обращенных.  Нужно еще вдохнуть  гуманные идеалы  христианства в общество, постоянно сохраняемые  во всех наслегах, улусах с правилами,  дарящихся  «Детных обычаев».  Уже в ________  ________.  Было совещание на _________ архиерея в Иркутске, с   ______ начальником края  _______ Чияха. Против зла сильных (язычников) в грех _______  с  ________ подведение ________  под сенью закона христианского государства.  Но до сего времени – все еще господствует прежний произвол – и бранные законы не отвергнуты, и бедный класс народа остается  в рабстве и бездействии, - что же нужно сделать для блага якутского населения, занимающего территорию 3, 5 миллиона квадратных верст?    И    в ________ , что мало _______ . Нужно _______  _________  _________ земли годные ________ ( покосы, ________), ________ хлебопахотная, ________ и усадебная с _________ неудобных, как то горных хребтов, песчаных пустынь, тундры и т.д.; оценка всех этих мест по улусам и наслегам, и точка определения количества душевого надела каждому.  Тогда и будет видно, какого количества надела  должно истребовать меж бедняков, которые теперь остаются  без земли, или ______  _______   _______ ________. Коли ближе всего ________  ________ _________  _______.  Оно должно  _______ защиту и покровительство при Забайкальском викарии, оно  ______ снова на миссионерскую точку, должно привлекать инородцев Заленского края, по _______ _______  _______ кочевный люд своих  Божьих храмов; при этом необходимо, что бы  вблизи отводить им необходимые для хозяйства кочевые  земли и угодья.          
      Во ______ В.Н. Скрипицин ________  ________ желание просить _____ просьбы при ________  _________  ________ мне попечение  этих ________ позаботится   ______  жалкого, рабского. А родоначальникам рекомендовать, что бы они удовлетворили их законные требования относительно ________  землями и угодьями на ровне с теми по душевому разделу,  как податные души, на ровне с прочими инородцами относящимися,  как казенным, так и земским, внутренним и ________  повинностям. Вообще быт иноверцев должен быть уравнен с положением податных крестьян.
     22 (понедельник). После непродолжительной стоянки ночью, рано легли в ход. Идем вот уже 4,5 часа – и мы прошли уже «старый город», - Гимадайское урочище, в 40 верстах от Якутска. В 7 часов прошли Кангаласский Камень (Суык-кая). 9.45 – Кильдямцы, в 30 верстах от города. Пришлось остановиться на ночлег, по причине темноты, из опасений попасть на мель. Промер показывал 8, даже 7 четвертей;  и прибытие в город ночью значил бы сделать тревогу.

Примечания
1. ГАРО. Ф.Р-2798. Оп.1. Д.81. Л.1-16.
2. История Алексеевского затона. Эл. сайт  http://kyndeli.narod.ru/peaple_gromova.htm.
3. Миронов Н.С. Летопись Вилюйского улуса (XVII –XX вв.). Вилюйск. 2013. Л.4.  Эл. сайт urist-edu.ru
4. Речь, говоренная (в сокращении) членом РУАК С.Д.Яхонтовым в годичном собрании 12 июня 1894 г. в десятилетие с открытия комиссии //Труды РУАК за 1895 г. Рязань, 1895. Т.Х, вып.2. С.67-76.
5. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907. Т. 36. С.
6. Козловцева Е.Н. Малоизвестные стороны служения русских сестер милосердия. // X Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения.  Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие». Москва. 12–14 мая 2009 года.  2009. С. 42.
7.  Мелетий (Якимов). Древо – открытая православная энциклопедия. Электронный сайт http://drevo-info.ru/.
8. Миронов Н.С. Летопись Вилюйского улуса (XVII –XX вв.). Вилюйск. 2013. Л.4.  Эл. сайт urist-edu.ru
9. Святитель Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский. Электронный официальный сайт Рязанской епархии  http://www.ryazeparh.ru/.

Список сокращений
      вв.  -  века
      ГАРО  -  Государственный архив рязанской области
      РУАК  -  Рязанская ученая архивная комиссия


Старший научный сотрудник
Рязанского музея путешественников
Попов Николай Семенович

14 октября 2014 года.