Прп. Герман Аляскинский: загадка рождения

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ: ЗАГАДКА РОЖДЕНИЯ

 

Герман Аляскинский – православный святой, прославленный в лике преподобных, руководитель духовной миссии в Русской Америке, крестивший множество коренных жителей Аляски. Его деятельность достаточно полно освещена историками и Русской православной церковью. Тем не менее, долгое время не существовало однозначных ответов на животрепещущие вопросы – где родился и какое имя носил о. Герман до пострига, кем был и где жил, пребывая в миру? Научные сотрудники Рязанского музея путешественников провели архивные поиски, чтобы найти ответы на эти и другие вопросы. 

Вопрос первый – как звали до монашества Германа Аляскинского? 

Главный специалист отдела этнографии народов Америки музея Антропологии и Этнографии имени Петра Великого – Кунсткамера Сергей Анатольевич Корсун в 2003 году в Центральном государственном историческом архиве (г. С.-Петербург) обнаружил ряд документов, копии которых предоставил Рязанскому музею путешественников. В архивном деле № 407 от 12.10.1782 г.: «По доношению синодального члена преосвященного Новгородского о пострижении находящихся в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре» Гавриил, Епископ Новгородский, сообщает Святейшему Правительствующему Синоду о пострижении в монахи Валаамского монастыря бывшего подканцеляриста Кадомской воеводской канцелярии Егора Иванова сына Попова. Попов 23 декабря 1777 г. уволен с указом из той канцелярии за болезнью и неспособностью быть при делах. Состояния он хорошего, послушания монастырские исправляет рачительно, от роду ему Попову тридцать второй год, холост. 22 октября 1782 г. Императорским указом Попову было разрешено пострижение. Позднее епископ Новгородский Гавриил сообщает в Синод, что 1 ноября 1782 г. Попов был пострижен и получил в монашестве имя Герман. Из этих документов следует, что Герман Аляскинский до пострига носил имя Егор Иванович Попов. Ему исполнился 31 год. Это значит, что Е. И. Попов родился в 1751 г. 

Вопрос второй – чем занимался Егор Иванович Попов до ухода в валаамские монахи? 

Согласно архивному делу № 407 из СПбЦГИА, Попов до 23 декабря 1777 г. служил подканцеляристом (т.е. младшим письмоводителем, переписчиком бумаг) в воеводской канцелярии г. Кадома. Информация такого рода, если она изложена в одном документе, должна быть перепроверена через другие источники, в первую очередь архивные документы. 

Кадом, когда-то рязанский город, с начала XVIII в. успел побывать в составе Казанской, Азовской, Воронежской, а затем Тамбовской губерний. Только в советское время город был возвращен Рязанской области. Наибольшее количество архивных дел по Кадому хранится в Государственном архиве Рязанском области (ГАРО).

Первое упоминание о подканцеляристе Григории Попове было обнаружено в книге «Входящих документов Кадомской воеводской канцелярии за 1768 год». На тот момент ему было от роду 17-18 лет. Григорий Попов за №№ 901 и 902 от 24 августа регистрирует в книге два документа о взыскании князем Иваном Матыревым, владельцем имения в селе Бакланове, 25 рублей с серпуховского купца Василия Солнцева. Всего в этом деле с августа по конец октября Григорий Попов зарегистрировал 48 документов. Это различные указы, полученные канцелярией, командировочные документы офицеров и солдат, направляемых в населенные пункты уезда. За № 1044 от 9 октября в деле зарегистрирован «Рапорт подканцеляриста Григория Попова о расходе и о достатке свеч и сургуча». Последняя запись была найдена в «Книге записи приема подушного сбора (1776 г.) Кадомской воеводской канцелярии». Она содержит сведения о том, что ревизия по книге проведена, дело доставлялось в Тамбовское губернское правление. Запись заверена регистратором Григорием Поповым. Она могла быть сделана только после закрытия (окончания) книги, то есть не ранее 1777 г. 

Теперь о родственниках Григория Попова. У рода Поповых в Кадоме была своя социальная «ниша». В нескольких поколениях они были служащими воеводской канцелярии. Первое упоминание о Поповых обнаружено еще в документах времен Петра I. В деле «О сборе с жителей Кадома недоимок» имеется документ, исполненный канцеляристом Поповым 5 мая 1711 г. В архиве имеется «Явочная челобитная подканцеляриста Лаврентия Попова о захвате 28 апреля 1725 г. чертежей урочища по Брошковской дороге пушкарем Иваном Васильевым с товарищами». Документ исполнен 13 сентября 1731 г. Наконец, сам Григорий Попов 21 октября 1768 г.  регистрирует в «Журнале входящих документов…» рапорт своего отца, подканцеляриста Ивана Попова, «коим рапортом он послан для осмотру и расследыванию в Кадомском уезде» дела по помещику князю Репнину и проведению ревизии его имения. Это нашумевшее в 1768 г. дело по растратам князя Петра Ивановича Репнина и по конфискации у него имений в царскую казну. Участие подканцеляриста Ивана Попова в расследовании дела говорит о высокой квалификации и грамотности этого человека. 

И, наконец, последний вопрос – где родился и жил Герман Аляскинский до пострижения? 

Комплектация кадров канцелярий производилась воеводами из числа грамотных жителей городов, где находились ведомства. Жалование канцеляристов было таким мизерным, что желающих переезжать на службу из других городов не было. Маловероятно, чтобы 18-летнего юношу указом вышестоящего начальства перевели из другого города и выделили ему жилье. В ГАРО имеется еще одно архивное дело – «Книга регистрации жителей города Кадома за 1786 год». Согласно высочайшему соизволению от 24 апреля 1785 г. была издана «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». В соответствии с п. 61 этого документа в городах создаются Думы, куда каждое сословие должно направить своих гласных. Чтобы избирать гласных, нужен был список (городская обывательская книга). Создавалась она по генеральной описи Кадома, в процессе которой переписывались дома по слободам, каждому присваивался номер, затем в книгу вписывался владелец дома и его дети. Книгу расписывали по алфавиту. В книгу Кадома под литерой «П» попало десять на тот момент здравствующих семейств Поповых. Главы шести семейств имели отношение к канцелярской работе. Лишь один из них носил имя Григорий. В городской обывательской книге из семи граф на Попова были заполнены лишь две: а) имя обывателя – «Дом секретаря Григория Попова»; б) есть ли за ним в городе дом – «в Пушкарской слободе под № 193». 

Это означает, что дом по данному адресу числился в собственности Григория Попова, но на тот момент его в городе не было. Во время написания городской обывательской книги Кадома Григорий Иванович находился в Валаамском монастыре. Законы того времени требовали, чтобы у монахов не было собственности и все свое имущество они переписывали на монастырь.  Но кто поедет из дальнего монастыря продавать домик Григория Попова? К тому же монахи не имели права давать доверенности на продажу своего имущества. Так дом и «завис». А мы благодаря этому нашли ответ на вопрос – где жил Григорий Попов в Кадоме. 

 

(По материалам доклада с.н.с. РМП Н. С. Попова на заседании Круглого стола «230-летие основания первых русских поселений в Америке и 220-летие становления Православия в Америке» в Институте всеобщей истории РАН. Москва. 26 ноября 2014 г.)