К леднику Семёнова

1 июля 2015 года

Вчерашний день, вторник 30 июня,  Виктор Иванович Атласов провел  на реке. С утра снялся со стоянки и по реке Правой Хетте и, начал сплав к более полноводной реке Надыму. Ночь с понедельника на вторник, была примечательна тем, что рядом бродил лось. Вероятно, наш путешественник развернул свою палатку на тропе, которой лось ходил на водопой.  Утром, Виктор Иванович заметил здесь еще и следы косули и, вероятно, волка. Всем хочется пить.

Место это находилось довольно близко к поселку Правохеттский. Сам поселок не был виден, только просматривалась труба котельни и вышка сотовой связи. Поселок, построен на крутом песчаном берегу. Место выбрано не очень удачно. Воды реки в половодье подмывают берег. Сейчас уже некоторые строения поселка, в основном сараи и прочее обрушились в реку или близки к этому. Поселок, вероятно, служил мостростроителям. Сейчас здесь построены два моста через реку – железнодорожный и автомобильный. Между ними быки старого, еще деревянного моста.

За вчерашний день был пройден последний участок, 41 километр, по Правой Хетте и еще 31 километр по Надыму.  Река Надым, в месте впадения в нее Правой Хетты, разливается,   примерно, на километр.   Здесь она мелководна и не судоходна. Виктор Иванович вынужден держаться правого берега, на левом  сплошь мели.   Берега покрыты лесом. Здесь берег высокий,  сухой, поэтому растительность более разнообразна: рябина, ель, лиственница, встречается кедр. Кустарник – ива. В реке плещется рыба, по берегам и над рекой летают крупные хищники, их прогоняют от своих гнёзд, стаи маленьких птиц. Рыбаков на берегах нет. За первую половину дня встретились только две моторные лодки. Прошли – не остановились.  Ночь со вторника на среду прошла тихо. Дождь закончился. Температура поднялась до 30 градусов. Море комаров и мошкары. Особенно зверствуют слепни.

Через три километра наш путешественник подошел к мосту через реку Надым. Мост еще только строится. Половина реки перегорожена насыпью. Вот через нее и пришлось перебираться. Разгрузил лодку – перетащил через насыпь – загрузил лодку.

За мостом появилось судоходство. Буксиры заводят на пристань баржи с низовья реки. Там, в низовье, эти баржи до  поселка Хоровая буксируют более мощные морские буксиры из реки Обь. Потом их меняют другие, поменьше, способные пройти по мелководью до пристани Надым.    

Собственно Город Надым состоит из двух поселков, на разных берегах, пристани и аэродрома. Старый Надым от Нового Надыма в 10 километрах. Если ехать по дороге, через мост, которого еще нет, то 16 километров. Старый поселок – это техническая зона и жилье тех, кто ее обслуживает.

К обеду Виктор Иванович доплыл к поселку и, на берегу, у крановщиков поинтересовался, как ему выйти к магазину купить хлеб. Ему объяснили, что идти далеко и вручили нашему путешественнику несколько булок хлеба, бесплатно и с пожеланием хорошего пути.

К концу дня Виктор Иванович планирует проплыть еще километров шестьдесят. Следующая связь уже не по конкретному времени, а по прибытию в поселок Хоровая.

3 июля 2015 года

Виктор Иванович Атласов сплавляется по реке Надым  по направлению к Обской губе. По азимуту это всего 76 километров. Но дельта реки Надым такая разветвленная, что по ее протокам – новым и старым руслам – можно плыть километров 140 - 150. На 62-м километре от поселка Надым, у устья реки Пенталоха, В. Атласов остановился на отдых.  За день устал, так как все время приходилось грести при встречном и боковом ветре. Течение реки не быстрое, один из берегов высокий, другой – песчаная отмель. Летают утки. В кустах иногда видны косули.

Через 13 километров перед путешественником открылась замечательная панорама – река разветлялась на два равных русла. Виктор Иванович пошел по правому, куда указывали навигационные знаки на реке. Еще двадцать километров русло «выписывает» замысловатые восьмерки.  Затем выход на финишную  прямую.  Вода разливается в широкую реку, течение ее становится стремительным. Виктор Иванович по левому берегу проходит поселок Хоровая. Замечает поселок поздно,  из-за высокого берега его видно не было. Останавливаться не стал. Чуть ниже по течению заметил чум и рядом стоянку рыбаков. Немного отдохнул и вновь в путь. Через два часа  вышел к берегу Обской губы. Теперь ему осталось сделать левый поворот, огибая высокий мыс, и через четыре километра войти в тихую бухту.

Виктор Иванович не дошел  до полярного круга 27 километров. Все это его ждет впереди.

6 июля 2015 года

Теперь нашего путешественника ждет путешествие по берегу Обской губы или Надымской Оби. Это залив Карского моря. От устья реки Надым и до устья реки Вануйто Виктору Ивановичу Атласову нужно пройти  120 километров по берегу. Путь этот сложен тем, что та часть  Обской губы, где путешествует В.Атласов,  это практически большая и полноводная река. Течение в губе еще сильное, плыть придется путешественнику навстречу  течению. Грунт в губе — вязкий, синий ил, береговые же отмели и банки песчаные. Волна в губе очень крутая, короткая и неправильная. Вода в губе пресная и очень мутная. Берега губы совершенно безлесные, однообразные. Почва на берегах болотистая. По ходу движения нашему путешественнику  придется преодолевать  устья двух проток Надыма - Енциды и Хараленг,  четырех  крупных рек – Шуга, Кутопьеган, Варкута, Тояха  и,  множества мелких речушек. В этих  местах воды рек  врезаются в поток Обской губы, создавая стремнины и водовороты. Придется  проходить и прибрежные острова, уходящие далеко в  губу. Между ними могут быть мели, необходимо  либо  уходить далеко от берега на глубину, или перетаскивать лодку,  как когда то это делали на Волге бурлаки.

Погода в выходные дни на побережье была относительно теплой – 6 градусов. Ветер западный 5 м/сек. К сожалению, ожидания не оправдались. Пройдя, буквально километр, по берегу Обской губы, Виктор Иванович почувствовал, что погода резко изменилась. Температура поднялась, давление упало, появились признаки грозы. Атласов решил заночевать,  отойдя подальше от берега. Проснулся ночью от того, что в палатку начала заливаться вода. Выглянул из нее и ужаснулся – палатке подступало море. В считанные минуты все вещи и сама палатка были заброшеныв лодку. Ветер нагонял воду на берег. Непрерывно лил дождь. Как только стихал ветер, вода отходила от берега и тащила за собой в море лодку.  Желания оказаться в Северном Ледовитом океане у Атласова В. И. не было. Приходилось цепляться руками за невысокий кустарник и так держать лодку на берегу. Вновь ветер пригонял воду, да еще прилив. Затем отлив вновь пытался унести лодку.  Трое суток длилась эта борьба со стихией. Голодный, закоченевший, уставший человек победил.

Только на следующий день Виктор Иванович отправился в путь. Через двадцать километров путешествия по берегу Обской губы, Виктор Иванович выйдет к реке Шуга, где, в полутора километрах от ее устья,  расположен поселок Шуга.  В 30-е годы это был поселок переселенцев. Люди, из разных регионов страны, занимались здесь рыбодобычей.  С 1972 года  поселок стали закрывать из-за бесперспективности. Есть ли там сейчас  связь? Думается, что маловероятно. Через  5-7 километров начнется дельта реки Обь.

Еще через  50 километров В. Атласов  должен пройти очень крупный населенный пункт Кутопьюган, расположенный недалеко, метрах в восьмистах от берега губы. Это крупный поселок с пристанью и метеостанцией, ему более 110 лет.  Население, около тысячи человек, занимается производством оленины и ловлей рыбы.  Здесь, мы надеемся, Виктор Иванович сможет выйти с нами на связь.

Переправившись  через реку Купотьеган,  он в этом месте достигает  четырехсотметровой ширины, Виктор Иванович направится далее. Еще десять километров и, наш путешественник подойдет к реке Воркута. Ее устье, на протяжении последних 10-15 километров, можно назвать большим заиленным озером или, болотом, по которому протекает река. Кому как нравится.

Пройдя еще двадцать километров, сразу за речкой Тояха, Виктор Иванович выйдет к поселку Ватанги.  Берег, на котором находится  поселок, представляет собой 20-ти километровую  косу,  шириной 1,5- 2 километра, внутри которой, на всю ее длину,  расположилось ожерелье озер. Когда-то это была протока реки Обь. Поселок небольшой. Связи здесь не будет.

Еще через  19 километров,  Виктор Иванович выйдет к устью реки Вануйто. Это конечный пункт  этапа, проходящего по берегу Обской губы.  Можно было бы и дальше идти по берегу Оби до самого города Аксарка, но идти против течения такой крупной и полноводной реки крайне утомительно. В. Атласов решил «срезать»  120-ти километровую петлю, по которой течет река, под основание. Проще пройти пешком, по тундре, от реки Вануйто до поселка Аксарка.  В начале, путь  будет пролегать  навстречу течения реки Вануйто, затем, через  32 километра, когда будет пройден водораздел, возможен сплав по реке Аксарка к ее устью на Оби.

10  июля 2015 года

С Виктором Ивановичем  Атласовым уже две недели нет связи.  «В настоящее время абонент недоступен» — это все, что можно услыщать в телефонной трубке. Мы, конечно, волнуемся, но безоснавательно.  По графику прохождения маршрута, Виктор Иванович только 19 июля должен выйти к поселку Аксарка, к устойчивой зоне связи. А сейчас он бредет по тундре, топкой, безлесой тундре. В то время, когда в соседней Республике Коми шел снег и в домах включали отопление, на Обской губе, в том районе, где идет В. Атласов, было тепло, до 22 градусов.  Это даже теплее, чем всю неделю было в Рязани. Замерзнуть он, естественно, не мог.  Так что,  по необъятной тундре, тяжело ступая,  идет сейчас человек весь облепленный комарами. За плечами у него рюкзак.  В правой руке у него сумка со сложенной надувной лодкой.  В левой – палатка. Ни дать, ни взять — дачник возвращается со своего участка.

Просто  идилия. На самом деле все было проще, но драматичнее. Не прошел Атласов много километров по тундре. Причиной тому отказ компаса. Следствие последнего шторма. Идти по тундре без компаса – равносильно самоубийству.

Было принято решение идти вдоль берега до поселка Салемал. Располагался он на самом мысу, на месте, где река Обь переходит  Обскую губу. Поселок был уже за Северным полярным кругом. Оттуда, возможно, можно будет пройти по реке на лодке против течения до поселка Аксарка. Это всего 75 километров.

До Салемала пришлось идти, а порой и плыть, вдоль берега два дня. Наконец цель была достигнута.

11 июля 2015 года

Виктор Иванович в поселке Салемал планировал задержаться не долго. Даже просто пройти мимо него по берегу реки в напралении на Аксарку, но… Берег был горист, крут, залит водой так, что не было места для прохода пешком. Течение было стремительным и думать о том, что на лодке идти против него не стоило.

Атласов принял иное решение. Он решил на корабле проплыть от Салемала до Аксарки. Оттуда сплавиться на лодке в обратном направлении к Салемалу. Маршрут будет пройден. Не важно, что в обратном направлении. Главное – пройден!  Затем, останется только вернуться в Аксарку на корабле и продолжить путешествие к Салехарду.

Виктор Иванович прошелся по небольшому, но очень красивому городку Салемалу. Повстречался с местными жителями и на водометном катере «Рэм Вяхирев» отправился в Аксарку.

13 июля 2015 года

Два предыдущих дня были похожи на гонки по воде на современных водометах с отдыхом. 11 июля «Рэм Вяхирев» домчал Виктора Ивановича до пристани Аксарка, что в 75–ти километрах выше по течению Оби от пристани Салемал.  Долго не рассуждая Атласов, прямо у дебаркадера,  накачал свою лодку и отправился вниз по течению  обратно в поселок Салемал. Погода была хорошая, ветер попутный, течение сильное. Через двенадцать километров  был пройден поселок Чапаевск. Сразу за ним, в том месте, где в Обь впадала река Аксарка, ширина Оби увеличилась вдвое и достигла  почти четырех километров. Но это ненадолго. Через десяток километров – опять два километра. Берег  справа высокий, подмытый водой, слева -  низкий, заросший лиственными деревьями.  Иногда начинался дождик, сразу после него небо украшала радуга. На берегу появлялись летние  поселки рыбаков – несколько чумов.

Был пройден поселок Горно-Казымск. После него, на 56-том километре от Аксарки, за мысом, на берегу, укрытом от течения небольшой песчаной косой,  Атласов заночевал.

С утра 12 июля, были пройдены 20 километров к пристани Салемал.  К большому удивлению работников пристани, Виктор Иванович вновь покупал билет до Аксарки,  куда уже уплывал вчера.  Теплоход с водометом, но уже с названием «Виктор Черномырдин» быстро домчал нашего путешественника к уже знакомой пристани Аксарка.

15 июля 2015 года

12 июля начался пеший переход от поселка  Аксарка до города с Салехард. Для Виктора Ивановича этот маршрут небольшой, всего 60 километров, да и пройдет он по обустроенным местам и хорошей дороге.  В первый день пути было пройдено около 25 километров. В начале, это была ознакомительная прогулка по поселку, затем по хорошей, недавно уложенной автомобильной магистрали. Тележка с рюкзаком катилась без особого напряжения. Машины проскакивали быстро и не останавливались.

Вскоре дорога стала не очень похожей на магистраль, скорее на хорошо укатанную проселочную сельскую дорогу.  Все это по тому, что проложена она была по тундре,  по вечной мерзлоте. Почва оттаивает, полотно дороги проседает, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

На пятнадцатом километре от Аксарки  В. И. Атласов вышел на развилку дорог. Это был поворот на город Надым. До него было почти триста километров.

Заночевал Виктор Иванович у безымянного ручья.

13 июля  был солнечным и теплым днем. Дорога была прямая, как стрела. Слева трассу сопровождала линия электропередач.   Вдоль дороги поблескивали зеркала озерков. Перелетали водоплавающие птицы. Только километров за десять до Салехарда появились строения: станция тропосферной связи, перекачивающая подстанция. Наступал вечер. Виктор Иванович по традиции решил остановиться на ночлег не в городе, а, не доходя до него, у речки Васьеган.

Утро 14 июля было пасмурным. Салехард  встретил путешественника дождем. Город расположен на полуострове, образованном реками Обь и Большой Полуй.  Административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа. Город современный, красивый и ухоженный.   Был основан в 1595 году казаками под именем Обдорской крепости или острога (название местности происходит от названия реки Обь и коми слова дор со значением «сторона, берег», таким образом Обдора значит «приобский берег»).  Обдорский острог стал самым северным в Сибири. В 1635 году получил название Обдорской заставы, в городе появляются постоянные жители. 20 июня 1933 года Обдорск был преобразован из села в районный посёлок Салехард (от ненецкого Сале-Хард — «селение на мысу»). 27 ноября 1938 года был преобразован в город. Население – более 48 тысяч человек.

В семи километрах от него расположен большой аэропорт. У аэропорта разместился музей полярной авиации. На открытой площадке стоят самолеты-легенды Ли-2, Ан-2в, Як-40, Ан-26. Там же можно увидеть вертолеты, которые стали раритетами: Ми-1, Ми-4, гигант Ми-6 и труженик Ми-8т.

Через пять километров  наш путешественник вышел на паромную переправу через Обь.  Она связывает Салехард и находящийся на противоположном берегу рабочий  поселок  Лабытнанги. Шесть паромов, как челноки, бегают между берегами рек, перевозя грузы,  автомашины и людей. Ширина реки,  в это месте,  достигает двух километров.  Течение быстрое. Виктор Иванович затратил целый день на то, что бы спустить лодку на воду, перебраться на ней на другой берег , сложить лодку на тележку и пешком добраться до Лабытнанги.  Поселок с современными строениями, очень красивый. Живет  в нем более 26 тысяч человек.

17 июля 2015 года

Виктору Ивановичу ближайшие три дня предстояло пройти пешком от рабочего поселка Лабытнанги до железнодорожной станции в поселке Харп. С этой задачей он планировал справиться за два дня. Первая часть пути до реки Хаимей прошла незаметно. Моросил небольшой дождик. По дороге то и дело встречались вышки сотовой связи. Слева проходила ЛЭП и трубопровод. Асфальт на дороге был хорошо уложен. Идти по нему - одно удовольствие.

Сразу за рекой, неширокой, метров сто, начались прииски. Тундра была сильно перепахана. На дальних сопках еще лежал снег. Пройдя чуть более двадцати километров, у большого озера, Атласов остановился на отдых.

К утру разъяснилось. Засветило солнце. Стало веселее. К обеду стала видна река Собь, на которой должен был находиться поселок Харп. Вскоре появились его жилые кварталы. Посёлок расположен в отрогах гор Полярного Урала, находится на 67-й параллели, в 60 км севернее полярного круга, в 30 км от г. Лабытнанги. Железнодорожная станция Харп-Северное Сияние. Ближайшие горные массивы: Чёрная, Кудрявая, Рай-Из.

Из энциклопедических материалов ясно, что  река Собь популярна среди туристов, ее истоки расположены в горной местности. По долине реки проходит основная часть железнодорожной ветки, которая представляет собой действующий участок Трансполярной магистрали (в настоящее время — Северной железной дороги). Действующий участок Трансполярной магистрали целиком — это железнодорожная ветка Сейда — Лабытнанги. Та часть действующего участка, при строительстве которой были использованы преимущества рельефа реки Собь, — это перегон Елецкая — Харп. Благодаря хорошей транспортной доступности пользуется популярностью у туристов-водников, которые пролагают по ней маршруты 1—4 категорий сложности.
Виктор Иванович несколько лет назад уже путешествовал по этим местам, поэтому решил закончить пеший поход.  Им было принято решение по железной дороге проехать эти места и вновь начать поход только от поселка Парма. Для этого необходимо было переехать через Уральский хребет и выйти к реке Печоре.  

22 июля 2015 года

Путешествие по железной дороге – всегда отдых для ног. Погрузился Виктор Иванович в вагон пассажирского поезда на станции Харп и направился через Уральский хребет на станцию Печора в Республику Коми.

Был пройден поселок Полярный, затем Елецкий на берегу реки Елец. Затем река Уса,  станции Абезь,  Уса, Верхняя Инта, Косью, Сыня и,  наконец, поезд прибыл в Печору. На станции пассажиров встречал небольшой духовой оркестр. Приятно!

Вагон отцепили, затем  прицепили к другому составу и Виктор Иванович отправился в обратный путь до станции Сыня. Теперь путь лежал к мосту на берегу реки Уса. За ним был виден поселок Усинск. Виктор Иванович на этом закончил свое железнодорожное путешествие. Прогулялся по городу, зашел в краеведческий музей и направился пешком к поселку Парма. От него он пойдет к реке Цильме. Это долгий четырехсоткилометровый маршрут. 

1 августа 2015 года

22 июля, после обеда В. И. Атласов вышел из вагона поезда на станции Усинск, прогулялся по городу и направился в поселок Парма. Расположен он на берегу реки Уса. Река в этом месте широкая – более километра. По реке ходили моторные лодки. На берегу отдыхали люди. Виктор Иванович отошел от поселка километра на два и,  остановился на отдых. Нужно было накачать лодку, проверить все снаряжение и приготовить ужин.

23 июля с утра недалеко от лагеря нашел настоящую поляну подосиновиков, крепких и больших. Был проведен спуск лодки на воду. Погода была хорошая, солнечная, без встречного, но и попутного ветра. Течение не быстрое. Лодка двигалась медленно. Весла приходилось применять часто, так как через каждые 3-4 километра русло расходилось по множеству рукавов и приходилоь рулить по фарватеру. Иногда протоки создавали многокилометровые поля. За день Виктор Иванович проходил не более пятидесяти километров.

Река жила своей жизнью. Транспотные перевозки, рыбалка и прочее. Позади у путешественника оставались поселки с причудливыми и не совсем понятными для жителей центральной России названиями: Захар-Вань, Мутный материк, Чаркабож, Брыкаложи, Нямабож, Пиль-Егор.

30 июля погода начала портится. Появился резкий сильный встречный ветер. Плыть стало практически невозможно. Нужно было переждать непогоду.

1 августа погода была уже штормовая.

6 августа 2015 года

У путешественника Атласова Виктора Ивановича закончилось, наконец- то, «великое сидение на реке Печоре». Почти пять дней он просидел в палатке, в 76 километрах от поселка Усть-Цильма, на берегу реки. Причиной тому был сильный штормовой ветер с дождем, переходящим в ливни. 5 августа, к утру, дождь прекратился, но ветер усилился. Только в 8 часов вечера Виктор Иванович продолжил свое путешествие по Печоре. К утру  прибыл в поселок Усть-Цильма. Поселок большой. Растянулся вдоль берега почти на 15 километров. На реке туман, противоположного берега реки не видно. Не видно и место впадения реки Цильмы в Печору, а именно туда и лежит путь нашего путешественника.  Как ни странно, в 7 часов утра на берегу ни одной живой души. Не у кого спросить, где магазин, где переправиться на другой берег к дороге, которая ведет в поселки Синегорье, Трусово, Филиппово и Мыла. Именно по этим  поселкам  и проложен дальнейший маршрут Виктора Ивановича.  Дальнейший путь на картах не отмечен, почти 200 километров придется пройти без дорог, точнее, они видны из космоса, но на картах их нет.

Сегодня, по плану, закупка продуктов, переправа к реке Цильме и,  первые 15-20 километров пути.  Будет ли телефонная связь завтра утром и последующие 12 дней пути, это вопрос. Скорее всего - нет. Будем ждать связи с Виктором Ивановичем уже в поселке Усть-Кыма на перегу реки Мезень 17 августа.

На сегодня же, настроение у него хорошее, он отдохнул и готов к новым испытаниям.

 

 

 

 

 

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save